АВТОРЫ

Муромцева Ольга Валерьевна

кандидат исторических наук

Доцент МГХПА им. С.Г. Строганова, директор культурно-благотворительного фонда «Ты и искусство».

Ист.: Вестник истории, литературы, искусства. Том XV. Москва: Собрание, 2022.

Публикации

Свет и цвет в творчестве Джакомо Баллы

Вестник истории, литературы, искусства. Том XV. 2022. Москва: Собрание, 2022. С. 45-55.

Статья посвящена рассмотрению творческих поисков Джакомо Баллы, итальянского художника, сценографа, декоратора, одного из лидеров футуристического движения, прошедшего длинный путь от дивизионизма и увлечения фотографией до изучения физической природы светы и постановки светового шоу «Фейерверк». Этот спектакль, созданный по заказу С.Дягилева и впервые представленный в театре Констанци в Риме в апреле 1917 года в один вечер с балетами, оформленными Ларионовым и Бакстом, стал своеобразной кульминацией авангардистских экспериментов Баллы. Пятиминутное шоу под музыку И.Стравинского вызвало неоднозначную реакцию публики. Новаторская сценография Баллы была основана на соединении разноцветных геометрических фигур и цветных лучей прожекторов, двигающихся внутри сценического пространства и меняющих его. Присутствия танцоров на сцене не предполагалось, свет и цвет становились главными действующими лицами и исполнителями всех ролей. Несомненно, изучение природы света, изображение физических свойств световых волн (серия «Радужные взаимопроникновения») и увлечение теософией привели к зарождению идеи создания художественного произведения посредством взаимодействия света и цвета, идее, во многом опередившей свое время. интересным представляется отметить параллели и различия в интерпретации подобных идей Дж.Баллой и представителями русского авангарда М.Ларионовым и О.Розановой.

O.V. Muromtseva. LIGHT AND COLOR IN THE WORKS OF GIACOMO BALLA

The article is devoted to creative pursuit Giacomo scores, Italian artist, designer, one of the leaders of the futuristic movement, held a long way from divisionism and Hobbies photography to explore the physical nature of light and the staging light show «Fireworks». This performance, commissioned by S. Diaghilev and first presented at the Teatro constanti in Rome in April 1917 in the same evening with ballets designed by Larionov and Bakst, was a kind of culmination of Balla's avant-garde experiments. The five-minute show to the music of Stravinsky caused a mixed reaction from the audience. Balla's innovative scenography was based on the combination of multi-colored geometric shapes and colored searchlight beams moving inside the stage space and changing it.

The presence of dancers on the stage was not assumed, light and color became the main actors and performers of all roles. undoubtedly, the study of the nature of light, the image of the physical properties of light waves (the series «Rainbow interpenetration») and the fascination with theosophy led to the birth of the idea of creating a work of art through the interaction of light and color, an idea that was in many ways ahead of its time. It is interesting to note the Parallels and differences in the interpretation of such ideas by J. Balla and representatives of the Russian avant-garde M. Larionov and O. Rozanova.

Роль пуризма в формировании общеевропейской тенденции «возвращения к порядку»

Вестник истории, литературы, искусства. Том XI. 2016. Москва: Собрание, 2016. С. 132–140.

Статья посвящена описанию сохраненных русскими эмигрантами, осевшими в Северной и Южной Америке национальных реликвий (материальных и духовных), которые им удалось вывести из охваченной революцией и Гражданской войной России, а также о деятельности историко-культурных центров и музеев русской эмиграции в ряде стран американского континента. Уникальные коллекции до сих пор хранятся вдали от исторической Родины, а культурные центры до сих пор продолжают поддерживать тягу русских эмигрантов к своей далекой стране, — все это способствует воспитанию подрастающих поколений с позиций уважения к русской истории, культуры, искусства. Автор статьи дает представление не только о сохраненных культурных ценностях, но и о людях, которые нашли в себе силы сделать все, чтобы уникальные реликвии не распылились по закрытым частным коллекциям, а русская культура продолжала выполнять свою воспитательно-просветительскую функцию, а все это стало достоянием и эмигрантской диаспоры, и современного поколения российских граждан.

O.V.Muromtseva. THE ROLE OF PURISM IN FORMATION OF ALL-EUROPEAN TENDENCY OF «RETURN TO ORDER»

The article is devoted to the description of the nationalrelics (material and spiritual) saved by the russianemigrants who havetaken them from russiaupset by the revolution and civil war and who have thensettled in North and south America. It is also devoted to the activity of cultural centers and museums of russian emigration in several countries of the American continent. The unique collections are still kept far from their historic homeland, while the cultural centers continue to support the thrust of russian immigrants to their distant land, — all this contributes to the education of the younger generations based on the respect to russian history, culture and art. The author gives the idea of not only preserved cultural values, but also of people who found the strength to do their best for unique pieces of history would not sprayed on closed private collections and russian culture could continue its educational function, andall this could become the heritage of the emigrant Diaspora, and contemporary generation of russian citizens.

Повествование о флорентийской жизни конца XV в. во фресковых циклах Доменико Гирландайо

Вестник истории, литературы, искусства. Том X. 2015. Москва: Собрание, 2015. С. 389–407.