АВТОРЫ

Мусянкова Надежда Александровна

кандидат искусствоведения

Старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи и Государственного Института искусствознания.

Ист.: Вестник истории, литературы, искусства. Том XIV. Москва: Собрание, 2019.

Публикации

Образ страха в русском искусстве конца XIX — начала ХХ века

Вестник истории, литературы, искусства. Том XIV. 2019. Москва: Собрание, 2019. С. 59-73.

Страх — одна из сильнейших эмоций, которую испытывает человек. В искусстве рубежа XIX-ХХ веков, когда художниками особенно остро переживался процесс смены эпох, страх перед будущими неизбежными изменениями в жизни выражался в разнообразных и причудливых образах. Образ страха нашел разнообразные воплощения в изобразительном искусстве. Мы рассмотрим лишь экзистенциальный и танатологический аспекты, мистический и фольклорный. Многообразные формы выражения образа страха в искусстве помогают и авторам, и зрителям справится с этим негативным чувством, служат одним из способов познания мира, способствуют решению внутренних психологических проблем (или созданию новых). Метафизическая природа страха исследовалась художниками рубежа XIX–ХХ века во всей ее специфике с разных точек зрения, и эти образы повлияли на развитие визуальных искусств в ХХ веке, включая киноиндустрию и телевидение.

N.A. Musyankova. THE IMAGE OF FEAR IN RUSSIAN ART OF THE LATE XIXth — EARLY XXth CENTURY

Fear is one of the strongest emotions a person experiences. In the art of the late XIXth — early XXth centuries, when the artists were especially keen on the process of changing eras, the fear of future inevitable changes in life was expressed in diverse and bizarre images. The image of fear has found various incarnations in the visual arts. We will consider only the existential and thanatological aspects, mystical and folklore. The diverse forms of expressing the image of fear in art help both authors and viewers to cope with this negative feeling, serve as one of the ways of understanding the world, and contribute to solving internal psychological problems (or creating new ones). The metaphysical nature of fear was studied by artists of the turn of the XIXth–XXth century in all its specifics from different points of view, and these images influenced the development of visual arts in the 20th century, including the film industry and television.