Научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Ист.: Scripta antique. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том VIII. 2020. Москва: Собрание, 2020.
Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том VIII. 2020. Москва: Собрание, 2020. С. 62-95.
Статья посвящена публикации оттиска староассирийской печати из Кюль-тепе, несущего крайне редкую для переднеазиатского изобразительного искусства сцену борьбы героя со змееморфным чудовищем (по-видимому, двуглавым змеем). Печать относится к числу немногочисленных высоко оригинальных артефактов из Кюль-тепе (большинство печатей оттуда несет, напротив, мотивы, многократно повторяющиеся на других печатях из самого Кюль-тепе и иных центров). Такая интерпретация сюжета детально подтверждается фотографиями и находит ряд аналогий в глиптике и на иных артефактах клинописных культур III-I тыс., существовавших в месопотамском и сиро-анатолийском регионах. Ближайшие аналогии змею на оттиске представляет, по-видимому, змей на позднехеттском рельефе из Малатии, что позволяет говорить о существенной роли анатолийских представлений в формировании композиции, представленный на печати. Вопрос о конкретном змееборческом мифе, переданном этой композиции, остается открытым.
A.A.Nemirovsky, V.Yu.Shelestin, A.A.Yasenovskaya (Moscow). SCENE OF STRUGGLE WITH DRAGON-LIKE DEMONIC PERSONAGE ON THE STAMP OF OLD-ASSYRIAN PERIOD FROM THE COLLECTION OF PUSHKIN-MUSEUM (I 2 Б 1591).
The paper presents publication of an old Assyrian seal print from Kultepe carrying a scene of a hero’s struggle with a serpent-like monster (apparently two-headed one), which is extremely rare for the Anciemt Near Eastern art. The composition is one of the few highly original ones from Kultepe (most of the seals found there bear, on the contrary, motifs repeated many times on other seals of this place and times). Our interpretation of seal print in question is confirmed in detail by its photographs and has a number of analogies in the glyptic and other artifacts of cuneiform cultures of the Mesopotamian and Syro-Anatolian regions in the 3rd - 1st Mills BC. The closest analogy to the serpent on our seak print is apparently a serpent (apparently two-headed) on the Late Hittite relief from Malatia, which fact allows us to trace a significant role of Anatolian traditions in the formation of the composition presented on our seal. The question of the specific myth reflected in this composition remains open for now.