Рецензии

Кто вы, библиофилы России?

Библиотековедение: журнал. М.: ФГУ «Российская государственная библиотека», 2004. № 6. С. 118–122

Кислюк В.А.




Рецензия на первый том альманаха «Библиофилы России»

          Осень 2004 г. ознаменовалась выпуском нового альманаха «Библиофилы России» — явлением примечательным для тех, кто любит книгу во всей полноте ее духовного и материального облика, кому интересно проследить жизнь книги во времени и в пространстве.

          Таких людей, зараженных любокнижием, немало в России. Для них книга не только источник знания, но и источник наслаждения. Эти люди, открыв старинный том, обратят внимание на то, что рядом со знаменитыми строками Ф. Тютчева «О, как убийственно мы любим...» видны карандашные пометки, сделанные рукой другого великого поэта уже XX века. Они долго будут рассматривать изящную гравюру-заставку к «Божественной комедии» Данте или бережно откроют скромный сборник исследований, выпуск которого в далеком 1970 г. был настоящим гражданским подвигом. Ибо это была первая попытка осмысления творчества А. Платонова — единственного в своем роде явления в русской литературе нового времени, писателя, о котором в те времена полагалось молчать.

          Альманах состоит из 14 разделов, содержащих 35 статей 38 авторов. Завершает книгу список авторов с фотографиями и краткими данными о них.

          Издание содержит более 200 иллюстраций. Каждый раздел альманаха к тому же предварен шмуцтитулом с воспроизведением экслибрисов работы известного рижского художника А.И.Юпатова, о котором в альманахе есть интересная статья журналиста и библиофила А.Т.Ракитянского.

          Объем статей колеблется от трех до 74 страниц. Столичные авторы представлены двенадцатью москвичами и девятью петербуржцами, столько лее — девять авторов представляют восемь российских городов от Воронежа до Братска. Кроме того, в альманах включены статьи российских библиофилов, живущих ныне в странах ближнего и дальнего зарубежья.

          Начнем с риторического вопроса — кто же такие библиофилы, только ли это собиратели, хранители и исследователи редких и примечательных изданий, ценители переплетов и книжной графики? С точки зрения терминологии это верно (см. энциклопедию «Книга»). Но библиофильство — это неотъемлемая и существенная часть книжной науки, которая тесно связана не только с другими составляющими этого интегрального термина «книговедение» (библиография, библиотековедение и т. д.), но и соприкасающаяся с источниковедением, литературоведением, историей и другими гуманитарными отраслями человеческой деятельности.

          В свете этого, а также для выяснения вопроса, вынесенного в заголовок статьи, любопытно проанализировать базовую принадлежность авторов альманаха «Библиофилы России». Тридцать пять авторов, данные о которых приведены в списке «Наши авторы», могут быть классифицированы так: книговеды (библиотекари, библиографы и т. п.) — 12 человек; гуманитарии (литераторы, деятели искусства, музейные работники и т. п.) — 12 человек; представители технических и естественных наук — 11 человек.

          Из этих тридцати пяти человек двадцать могут быть отнесены, по моему субъективному мнению, к библиофилам в узком (или, если угодно, полном) смысле этого понятия. Отмечу, что в это число вошли полностью все представители третьей группы (11 человек), 6 — из второй и 3 — из первой.

          Таким образом, почти половина авторов альманаха — это книжники в широком смысле слова (и профессиональные исследователи, и книголюбы), тесно соприкасающиеся с библиофильством. Такая широта охвата авторов, с моей точки зрения, закономерна.

          Альманах открывается разделом «Мир библиофила» , по сути своей тяготеющим к вопросам теории и истории библиофильства вообще и в России, в частности. Статья философа, культуролога и известного библиофила В.А.Петрицкого рассматривает библиофильство как составляющую культуры — сложной и динамичной социальной системы. В ней приведено краткое обозрение библиофильства при «смене социокультурных парадигм» и дан осторожный культурологический прогноз библиофильства будущего.

          Сотрудник Российской государственной библиотеки книговед Д.В. Фомин опубликовал и проанализировал любопытный архивный документ из истории библиофильства 1920-х гг. — протокол обсуждения доклада известного русского книговеда и библиографа М.Н.Куфаева «Библиофилия и библиомания». Обсуждение состоялось в 1926 г. в библиологическом отделе Государственной академии художественных наук, В нем приняли участие видные ученые Н.П.Киселев, А.А.Сидоров, М.И.Щелкунов, известные собиратели В.Я.Адарюков, И.К.Линдеман и др.

          К историко-теоретическим работам можно отнести и статью М.В.Раца «История библиофильства в советское время (виртуальный выставочный проект)». Автор рассказывает о своем замысле устройства выставки, представляющей взгляд на историю России в XX в. сквозь призму библиофильства. «Взгляд, казалось бы, узкий и сугубо элитарный », однако дающий возможность, по мнению автора (и это справедливо), проследить «важнейшие аспекты истории страны и народа на визуально ярком материале книги, графики и иконографии» (с. 508). Кстати, выставку, основанную на подобной идее, но на значительно более узком временном отрезке и с весьма небольшим количеством экспонатов, продемонстрировал в 1995 г. петербургский библиофил М.А.Любавин в Доме ученых РАН во время 5-й научно-практической конференции «История и теория библиофильства в России». Совсем недавно, в 2003 г., с предложением, аналогичным идее М.В.Раца, выступил в Москве на ежегодной встрече Организации российских библиофилов самарский книжник А.А.Болтянский. Будем надеяться, что М.В.Рацу, целеустремленному коллекционеру и знатоку, имеющему большой опыт организации библиофильских выставок, удастся реализовать в материале свой весьма интересный проект.

          Более ста лет назад четыре поколения известных русских семей Энгельгардтов, Боратынских, Путята и Тютчевых, связанных родственными узами, обитало в «дворянском гнезде» — усадьбе Мураново. Широкие читательские и творческие интересы их отразились в книжных богатствах «огромной деревенской библиотеки». Об этом во втором разделе альманаха, посвященном описанию личных библиотек, рассказали научные сотрудники Музея-усадьбы «Мураново» им. Ф.И.Тютчева Н.П.Белевцева и И.А.Королева.

          В этом же разделе помещена одна из самых, на мой взгляд, значительных статей альманаха— «Библиотека Ахматовой». Сотрудники Музея Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге Н.П.Пакшина и Т.С.Позднякова пишут, что Музей в своем книжном фонде содержит то, «что мы называем личной библиотекой Ахматовой» (с. 47). Это немногим более пятисот книг и о тех из них, что имеют пометки Ахматовой, инскрипты ее современников, ее друзей, близких, идет речь в статье. Это не только перечисление раритетов, но и достаточно подробные комментарии и к самим книгам, и к автографам, и к заметкам на страницах книг, сделанным рукою Анны Андреевны.

          «Как оказались те или иные книги в ахматовской библиотеке? Что за история у каждой? » Такими вопросоми задались авторы статьи, и вот перед нами увлекательный рассказ и научное исследование, причем это самая объемная (74 страницы) работа в альманахе. Рассматриваемый в ней состав библиотеки Ахматовой систематизирован и разбит на 10 разделов: книги как носители памяти о дорогих владелице людях, книги как материал для поэтической работы или исследований творчества Пушкина, книги как источник биографии поэта и т. д.

          В конце статьи исследователи отмечают, что это первый шаг на пути создания полного каталога с подробным описанием всех книг, принадлежавших поэту. Подобная задача требует серьезного изучения помет Ахматовой на книгах, оставшихся за рамками данной публикации. Завершения этого большого труда с нетерпением будут ждать многие, в том числе и библиофилы России.

          К этому же разделу «Личные библиотеки» относится и статья Л.И. Черткова «Комментарии к выставке "Художники круга Фаворского"». Работа, по сути, содержит рассказ о выставке, полностью построенной на личном собрании книг и графики Л.И.Черткова.

          Тема выставки, как пишет автор, «несмотря на очевидную значимость, поражала своей удивительной "неразработанностью"» (с. 272). Экспозиция объединила в один ряд и книги, и графический материал, что позволило показать во всей полноте феномен школы В.А.Фаворского, его сподвижников и учеников, среди которых такие мастера графики, как А.Д.Гончаров, М.И.Пиков, Н.И.Пискарев и др.

          Тем, кто посетил эту выставку, приуроченную к 13-й встрече Организации российских библиофилов в Москве, в Музее экслибриса на Пушечной, можно позавидовать. Остальные же получат достаточно полное впечатление об искусстве художников-ксилографов из интересного и компетентного источника — «Комментариев...» устроителя выставки и собирателя всех этих прелестных книг и гравюр.

          Мемуары библиофилов, их воспоминания и созданные ими портреты выдающихся книжников, их соратников, рассказы о своем круге чтения и собирательства — это тот жанр библиофильской литературы, который первым в конце 1950 — начале 1960-х гг. пробил брешь в стене молчания, окружавшей не менее двадцати лет отечественное библиофильство. И до сих пор жанр этот остается увлекательным чтением. Свидетельством тому опубликованные в альманахе воспоминания О.Г.Ласунского «Петряев-град на вятских берегах» о «книжнике до мозга костей, ревнителе печатного слова, вечном библиотечном сидельце», обитателе заснеженного Кирова Е.Д.Петряеве. Имя его известно многим библиофилам и краеведам. Любимым детищем Петряева был клуб «Вятские книголюбы». В этом, как всегда у О.Г.Ласунского, отлично написанном очерке нарисован портрет не только труженика-книголюба, но и человека высоконравственного, твердого в своих убеждениях, незаурядного исследователя, преданного своему уральскому краю.

          К портретам библиофилов относятся и воспоминания о бывшем председателе Московского клуба экслибрисистов С.А.Вуля. В статье одного из «мэтров» нашего библиофильства Я.И.Бердичевского «Книге был предан беспредельно и жертвенно...», занимательно написанной, помимо собственно портрета С.А Вуля, много места уделено «положению экслибрисоведения в середине минувшего века».

          К этому же разделу примыкает очерк киевлянина М.А.Грузова «Детство моего чтения», повествующий об истоках удивительной страсти, приведшей врача Грузова к вершинам библиофильства как образа жизни. Воистину, книги не только имеют свою судьбу, но также определяют и формируют судьбы многих людей. Эти воспоминания, по моему мнению, можно отнести к образцам хорошей русской прозы, так естественно, увлекательно и живо они написаны.

         Работы библиофилов, вводящие в научный оборот новые документальные данные, подтверждаемые автографами и инскриптами, публикациями рукописей и записей устных рассказов и т. п. материалами, всегда интересны и составляют отдельный раздел альманаха. Результаты таких исследований представляют ценность для многих специалистов — историков и литературоведов, искусствоведов и культурологов и, конечно, книговедов.

          Г.А.Ушакова из Нижегородской областной научной библиотеки публикует в статье «Редкости Нижегородской библиотеки» письмо знаменитого лексикографа и писателя В.И.Даля, а также рассказывает о дарственной надписи писателя-философа В.В.Розанова на его первой книге и о других инскриптах деятелей русской литературы.

          К разделу «Автографы, инскрипты» можно отнести и опубликованный искусствоведом Т.Л.Леонидовой рассказ редактора журнала «Маковец» А.Решетова о встречах с поэтом В.Хлебниковым и статью сотрудника РНБ С.В.Королева о книгах с дарственными надписями малоизвестных французских писателей, адресованными императрице Екатерине II в надежде добиться от нее некоторых благ.

           Думаю, привлечет внимание читателей просто и интересно написанная статья библиофила М.Б.Горнунга «Дверца, распахнутая в былое» о рукописном альбоме 1920-1950-х гг. с автографами-стихами С.Парнок, Ю.Верховского, Т.Чурилина, А.Тарковского и других поэтов.

          Мне кажется наиболее интересной среди публикаций раздела «Литературный архив» статья «Айвазовский о Пушкине», предоставленная петербургским библиофилом И.К.Григорьевым. Он повествует о тетрадке с записями дочери городского архитектора Феодосии Г.Л.Кейля, который в молодые годы был в хороших отношениях с прославленным художником И.К.Айвазовским. Впечатления отца о встречах Айвазовского с Пушкиным дочь феодосийского архитектора записала карандашом в школьной тетради. Личность Пушкина очень интересовала молодого Айвазовского, он был знаком с поэтом, постоянно встречался с людьми, близко его знавшими. Эти рассказы художника, обладавшего особым умением видеть, к тому же человека неглупого и наблюдательного, добавляют крупицы знания о великом поэте.

          Собирателям миниатюрных изданий адресовано солидное исследование москвичей А.Н.Громова и Я.Н.Костюка «Лоции океана миниатюрной книги (Опыт российской библиографии)», содержащее краткий обзор истории мини-книг и подробные сведения о справочниках и каталогах подобных книг.

         Литература и библиофильство — неисчерпаемая тема, и новый альманах еще раз подтверждает это, предоставив свои страницы для рассказа профессора А.В.Блюма об образах библиофилов и букинистов в русской прозе 1920-х гг.; для исследования Л.А.Балыковой «Виктор Гюго в круге чтения И.С.Тургенева: по материалам личной библиотеки русского писателя».

          Протоиерей Михаил Ардов известен своими мемуарными книгами. На нескольких страницах альманаха, посвященных книге А.Белинкова о Ю.Олеше, он рассказал о расшифровке приведенного в этой книге четверостишия — казалось бы, мелочь, но как интересно и хорошо написано.

          В этом же разделе «Литературный архив» помещена статья А. Февралева «Дубровский-Дефорж», выдвинувшего гипотезу о том, почему Пушкин выбрал для героя своей повести благородного разбойника Дубровского французское имя Дефорж.

          Коли уж речь зашла о Пушкине (а куда же мы от него денемся?), то самое время признаться в том, что автор данного обзора-рецензии опубликовал в этом разделе альманаха свое исследование «"Ложный Петр III": Запрещенная редкость». Оно посвящено источниковедческим вопросам так называемых «пугачевских страниц» Пушкина и основано на изучении пришедшей ко мне старинной книги, запрещенной императором Александром I, но имевшейся в библиотеке Александра Сергеевича аж в трех экземплярах.

          Завершается альманах работами информационного характера. Здесь и сообщение Н.И.Яценко о вышедших в США восьми номерах журнала общества пушкинистов «Арзамас», заметка В.Морелева об изданном в Испании каталоге выставки художника и дизайнера книги Н.В.Ильина.

          Обзор выставки «Портрет эпохи. Лицо поэта. Серебряный век», прошедшей в Петербурге в Музее Пушкина на Мойке, 12, сделан одним из устроителей А.Г.Рабинянц. Достаточно взглянуть на помещенные рядом в статье фотопортреты Б.Л.Пастернака и К.Олимпова (К.К.Фофанова), чтобы понять, как эмоциональны, значительны и психологичны портреты поэтов.

          Рецензия М.М.Богданович «Путеводитель по книжному Киеву» на одну из последних по времени книг «первостатейного библиофила» Я.И.Бердичевского о книжниках и коллекционерах Киева середины XX в., тепло и легко написана. Автор рецензии — профессиональный редактор — представляет читателям альманаха возможность познакомиться с интересной и прекрасно сделанной книгой, изданной тиражом всего 300 экземпляров.

          Заметка-рецензия О.Н.Ильиной «Они были живы, и они говорили со мной!» на книгу, несколько неожиданную для скандально известного американского писателя Генри Миллера — «Книги в моей жизни». Этот «сборник с типично советским невыразительным названием открывает Генри Миллера-читателя, читателя страстного, оригинального, глубокого» (с. 529). Заметка написана блестяще и мне захотелось немедленно прочесть эту «книговедческую» книгу. Не это ли лучший результат рецензии? К сожалению, в статье опущены выходные библиографические данные.

          Подведем итоги. Конечно, человеку всегда хочется большего: при чтении статьи А.В.Блюма « "Великий книжник" и другие: Образы библиофилов и букинистов в русской прозе 20-х гг. XX века» кажется недостаточным единственное упоминание романов К.Вагинова. В статье А.Т.Ракитянского «Рыцарь экслибриса: художник Алексей Юпатов» хотелось бы прочесть о так называемых «венецианских мотивах» художника, о его театральных работах и рукотворных библиофильских книгах.

          Несколько лет назад в отклике на первые три выпуска сборника «Библиофил» я уже отмечал явный пассеизм, свойственный авторам-библиофилам. Положение меняется. В новом альманахе появилась статья В.В.Худолея «Экслибрисы и уникальные книги Юрия Ноздрина» о художнике, современном творце не только элитных экслибрисов, но и уникальных авторских книг. Будем надеяться, что и в следующих выпусках появятся информационные и аналитические материалы о современных библиофильских изданиях.

           Кстати, об информационных материалах. Важность разделов «Выставки», «Обзоры. Рецензии» для общероссийского библиофильского альманаха несомненна. Хотелось бы, чтобы в таком издании появились сведения об аукционно-букинистической жизни Москвы, Петербурга и других городов России. Вспомним журналы «Русский библиофил», «Среди коллекционеров» и поднимем «железный занавес», опустившийся над этой темой в советское время.

          Нельзя обойти молчанием и полиграфическое оформление альманаха. Очень хорошая бумага, стильно оформленный цельнокроенный твердый переплет, отличный шрифт, хорошая печать — заслуги издательства и типографии. Вместе с тем, некоторые из многочисленных иллюстраций воспроизведены некачественно, возможно это зависело от исходно предоставленного материала. Хотелось бы видеть в таком томе хотя бы несколько «цветовых пятен» — вспомним лучшие старые библиофильские журналы, например, пушкинский номер «Русского библиофила» или четвертый выпуск парижского «Временника Общества друзей русской книги», которые были украшены цветными иллюстрациями. Неплохо бы иметь скругленный корешок, ляссе — но не все же получается сразу.

          После канувших в Лету «Альманахов библиофила» советского периода в 1996 г. появился первый выпуск «Невского библиофила», а в 1999 г. в Москве вышел первый номер сборника «Библиофил». Появление нового сборника — альманаха «Библиофилы России», с моей точки зрения, является дальнейшим шагом вперед в библиофильской периодике.

          Замечу, что на «игровом поле» (прибегая к терминологии политологов и геополитиков) российского пишущего библиофильского сообщества не только родилось новое издание, властно заявившее о себе, но и появились «новые игроки». Все больше книжников, библиофилов и коллекционеров втягивается в этот процесс. Чем шире будет охват авторов — от давних книжных столиц (к которым я наравне с Москвой и Петербургом причисляю Воронеж и Нижний Новгород) до малых городов и весей — тем полнее будет картина нашей «книжной» жизни. Библиофилы, при всей своей особенности и неуживчивости, образуют нечто вроде братства. Они всегда найдут о чем поговорить, чем похвастать, что преподнести в подарок друг другу и о чем написать статью.

          Большая заслуга в создании нового альманаха принадлежит, несомненно, его организатору, составителю и главному редактору А.П.Толстякову. Издательский дом «Любимая Россия», подтвердив свое имя, предпринял смелый шаг в нужном для читающей России направлении.