Статьи

От Редакционного совета

Вестник истории, литературы, искусства. Том I. 2005. Москва: Собрание, Наука, 2005. С. 5–6.



         В наши дни, когда с особой остротой встает вопрос выбора пути общественного развития, первостепенную значимость приобретает знание гуманитарное, ибо от него во многом зависит уровень культуры и потенциал нашего общества — как сегодня, так и в будущем. С очевидностью мы наблюдаем сближение различных научных дисциплин, казалось бы далеких друг от друга и по своим задачам, и по своим фундаментальным разработкам. Более того, происходит явное сближение точных и естественных наук с гуманитарными: историки, археологи, культурологи и искусствоведы, лингвисты, социологи и этнологи нередко проводят свои исследования совместно с биологами, химиками и математиками, а технические и естественные науки не могут не учитывать философские достижения гуманитарных дисциплин.

          Если мы зададимся вопросом: «Какое знание нужно человеку начала XXI века?», то ответ, как представляется, очевиден: знание гуманитарное, понимаемое независимо от его предмета, как результат творческой активности человека по освоению окружающего его мира, и вместе с тем — знание единое, целостное, ибо мир един и только знание этого позволяет нам ориентироваться в нем.

          Целостное воссоздание человеческой личности, его культуры и историко-социальной среды неизбежно предполагает союз историков, филологов, религиоведов, искусствоведов, историков живописи, театра, музыки, архитектуры и т.д.

          Взаимодействие наук, каждая из которых изучала «свой», как будто отгороженный кусочек действительности, постепенно движется от взаимного влияния научных дисциплин (междисциплинарности) к синхронному изучению окружающего мира средствами разных наук (полидисциплинарности), а это неминуемо приводит к единству знаний на основе понимания креативных возможностей человека, в конечном счете — к возникновению истинно гуманитарного знания.

          Осознание такого процесса побудило историков, филологов и искусствоведов «соединить шпаги» и приступить к публикации альманаха «Вестник истории, литературы, искусства» как символа творческого союза.

          Само название альманаха ясно указывает на основную задачу этого академического издания — преодолеть искусственные «барьеры» между различными науками и представить гуманитарное знание в необходимом единстве, освещая с разных сторон многообразие человеческой деятельности как единого, хотя постоянно взаимоизменяющегося комплекса социальных, политических и культурных факторов.

          Благодаря успехам отечественной и мировой гуманитарной науки, подъему профессионализма, новой методике и методам историко-культурного анализа и осмысления огромного фонда появившихся за последние годы ранее неизвестных источников (исторические, археологические материалы, памятники искусства) — выполнение такой задачи представляется вполне реальным.

          Структурно альманах состоит из нескольких разделов, число и содержание которых в дальнейшем могут изменяться, но главная направленность издания будет отвечать ее основной целевой установке. В каждом разделе печатаются статьи, написанные представителями разных гуманитарных дисциплин.

          Для гуманитария, в классическом понимании этого термина, главный объект исследования — Человек, деятельность которого выражена в Тексте, в каком бы виде или форме он ни существовал или ни был обнаружен: для филолога, литературоведа и историка — это письменные тексты, рукописи, данные эпиграфики; для искусствоведа (театроведа, музыковеда, историка архитектуры, живописи и скульптуры) — тексты как результат человеческой деятельности: письменные, запечатленные на холсте, на камне, выраженные звуком и словом и т.д. Византийские мозаики, древнерусские иконы, полотна живописцев, музыкальные произведения раскроют свои тайны — «заговорят», когда искусствоведы прочтут «текст», скрытый в работе древнего или современного мастера, музыковеды — «музыкальный текст» композитора или народного исполнителя.

          Не случайно поэтому особый раздел альманаха посвящен архивным и музейным собраниям; в нем будут публиковаться новые и малоизвестные архивные и музейные документы и материалы, которые должны войти в фонд отечественной и мировой науки.

          Альманах носит научный, академический характер, и его статьи отражают уровень развития современной гуманитарной науки. Однако стиль и форма изложения отличаются от узкоспециальных академических сборников, ибо читательская аудитория, мы надеемся, может быть довольно широкой.

          Альманах в том виде, в котором он представлен на суд специалистов и всех, кто интересуется историей и культурой России и зарубежных стран, смог быть подготовлен благодаря участию специалистов не только академических и специализированных профильных институтов и университетов, но и сотрудников архивов и музеев. Выражаем глубокую признательность Санкт-Петербургскому филиалу Архива Российской академии наук, Российскому государственному архиву литературы и искусства, Государственному архиву Российской Федерации, Отделу рукописей Российской государственной библиотеки, Государствен-ному Эрмитажу, Государственному Русскому музею, Государственной Третьяковской галерее, Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственному центральному Театральному музею им. А.А.Бахрушина, Российскому государственному архиву кинофотодокументов, Российскому этнографическому музею (Санкт-Петербург), Саратовскому Государственному художественному музею им. А.Н.Радищева, Краснодарскому художественному музею им. Ф.А.Коваленко, Вольскому краеведческому музею муниципального управления.