АВТОРЫ

Усманова Эмма Радиковна

Старший научный сотрудник, Сарыаркинский археологический институт Карагандинского государственного университета им. академика Е.А.Букетова.

Ист.: Вестник истории, литературы, искусства. Т. XIII. Москва: Собрание, 2018.

Публикации

Загадка сопки Алтыншокы: об одном эпизоде похода Тимура против Токтамыша в 1391 г.

Вестник истории, литературы, искусства. Том XIII. 2018. Москва: Собрание, 2018. С. 7-24.

Исторический комплекс на вершине сопки Алтыншокы, впервые описанный академиком К.И.Сатпаевым в 1935 г., состоит из «Камня Тимура» с надписью и кургана, в составе насыпи которого есть оплавленная порода, и его назначение до сих пор не выяснено. Комплекс относится ко времени похода Амира Тимура против хана Золотой орды Токтамыша в 1391 г. В предлагаемой работе приводятся результаты мультидисциплинарного исследования образцов породы с сопки Алтыншокы. В результате исследования установлено, что сооружение не использовалось для проведения металлургических процессов. на основании соотношения свидетельств письменных персидских источников, дешифровки надписи на камне Тимура и ритуальных стереотипов поведения народов Центральной Азии предлагается интерпретация комплекса как ритуального объекта.

E.R.Usmanova, R.M.Zhumashev, D.A.Djumabek, M.A.Antonov, A.R.Kasparov. THE MYSTERY OF ALTYNSHOKY HILL: ABOUT ONE EPISODE OF TIMUR'S CAMPAIGN AGAINST TOKTAMYSH IN 1391

A historical complex on the top of the Altynshoky hill, first described by Academician K.I.satpayev in 1935, consists of the so-called «Timur's stone» and the mound, in the embankment of which there is a melted rock, and whose purpose has not been clarified yet. The complex dates back to the time of Amir Timur's campaign against of the Khan Golden horde Toktamysh in 1391. The article presents the results of a multiple study of rock samples from the Altynshoky mound. Basing on the result of the research it was found that the mound construction was not used for metallurgical processes. An interpretation of the complex as the ritual object is based on the correlation within the evidence of written persian sources, the decoding of the inscription on Timur's stone and the ritual stereotypes of the behavior of the peoples of the Central Asia.