Выпуски

Вестник истории, литературы, искусства

Альманах

Том XIII. 2018

Урилов И.Х. (главный редактор)

Москва: Собрание, 2018. 520 с.

ISBN 978-5-9606-0170-2
ISSN 1816-0816

УДК 93/94+82+7.0
ББК 63.3+83.3(0)+85
В38

Переплет 7Б
Формат: 70 х 100 / 16 (160 х 240 мм)
Суперобложка. Цветная вклейка

Тираж: 200 экз.
Стандарт упаковки: 5


В тринадцатом томе альманаха представлены результаты исследований ведущих российских и зарубежных ученых — историков, литературоведов, искусствоведов. Собранные в альманахе материалы посвящены изучению сопок Алтышокы, архитектуры Узбекистана античного периода, традиций, сохраненных русской эмиграцией «первой волны», Государственного совета Российской империи XIX в., промышленного развития России первой четверти ХХ столетия, памятников истории техники эпохи Просвещения, социально-политических и культурных граней русских революций 1917 года, музеологии и советской книжной графики последней трети XX в., судеб деятелей российской науки, литературы, российского государства.

В издании публикуются ранее неизвестные документальные свидетельства, освещающие отдельные аспекты культурной жизни России, в частности — издания Джованни Боккаччо, публикации В.Вальтера, рисунки Ю.Анненкова.

Содержание

Часть первая. Археологические открытия

Загадка сопки Алтыншокы: об одном эпизоде похода Тимура против Токтамыша в 1391 г.

Усманова Э.Р.
Жумашев Р.М.
Джумабеков Д.А.
Антонов М.А.
Каспаров А.Р.

Исторический комплекс на вершине сопки Алтыншокы, впервые описанный академиком К.И.Сатпаевым в 1935 г., состоит из «Камня Тимура» с надписью и кургана, в составе насыпи которого есть оплавленная порода, и его назначение до сих пор не выяснено. Комплекс относится ко времени похода Амира Тимура против хана Золотой орды Токтамыша в 1391 г. В предлагаемой работе приводятся результаты мультидисциплинарного исследования образцов породы с сопки Алтыншокы. В результате исследования установлено, что сооружение не использовалось для проведения металлургических процессов. на основании соотношения свидетельств письменных персидских источников, дешифровки надписи на камне Тимура и ритуальных стереотипов поведения народов Центральной Азии предлагается интерпретация комплекса как ритуального объекта.

E.R.Usmanova, R.M.Zhumashev, D.A.Djumabek, M.A.Antonov, A.R.Kasparov. THE MYSTERY OF ALTYNSHOKY HILL: ABOUT ONE EPISODE OF TIMUR'S CAMPAIGN AGAINST TOKTAMYSH IN 1391

A historical complex on the top of the Altynshoky hill, first described by Academician K.I.satpayev in 1935, consists of the so-called «Timur's stone» and the mound, in the embankment of which there is a melted rock, and whose purpose has not been clarified yet. The complex dates back to the time of Amir Timur's campaign against of the Khan Golden horde Toktamysh in 1391. The article presents the results of a multiple study of rock samples from the Altynshoky mound. Basing on the result of the research it was found that the mound construction was not used for metallurgical processes. An interpretation of the complex as the ritual object is based on the correlation within the evidence of written persian sources, the decoding of the inscription on Timur's stone and the ritual stereotypes of the behavior of the peoples of the Central Asia.

Формирование и развитие жилой архитектуры Узбекистана античного периода

Нурмухамедова Ш.З.

В данной статье автор анализирует этапы развития жилой архитектуры античного периода на территории Узбекистана; основные факторы, способствовавшие их формированию, а также планировочные особенности жилья в таких историко-культурных областях, как Бактрия, хорезм, Согд, Фергана и Уструшана.

Sh.Z.Nurmukhamedova. FORMATION AND DEVELOPMENT OF RESIDENTIAL ARCHITECTURE OF UZBEKISTAN OF THE ANCIENT PERIOD

In the article the author analyzes the stages of development of residential architecture of the ancient period on the territory of Uzbekistan; the main factors of their formation and the plan characteristics of houses in such historical and cultural areas as Bactria, Khorezm, sogd, Fergana and Ustrushan.

Часть вторая. Гипотезы. Проблемы. Решения

Интерес к памятникам истории промышленности и техники в России эпохи Просвещения

Перхавко В.Б.

Автор статьи показывает отношение в России к индустриально-техническому наследию с начала XVIIIв. по первую четверть XIX в. Интерес к этой части национального культурного достояния и первые шаги в ее изучении отражают общий уровень культуры и историческую идентичность общества и государства.

V.B.Perkhavko. THE INTEREST TO THE MONUMENTS OF THE HISTORY OF INDUSTRY AND TECHNOLOGY IN RUSSIA DURING THE EPOCH OF ENLIGHTEMENT

The author of the article describes the attitude to the industrial and technical heritage in Russian Empire from the second half of the 18th to the first quarter of the 19th century. The interest to the such part of national cultural heritage and the first steps in its study reflect the common level of culture and historical identity of the society and state.

«Мой союзник во всех высотах и низинах…» Марина Цветаева и Генрих Гейне

Горькова Т.А.

В стихах, прозе, письмах, дневниковых записях М.Цветаева часто упоминает имя Генриха Гейне, одного из ее любимых немецких поэтов. В нем она чувствует родственную душу, считает его «браком тайным», несмотря на то, что их разделяет почти столетие. В настоящем сообщении сделана попытка дать анализ некоторых произведений Цветаевой, посвященных Гейне, показать его влияние на ее творчество (поэма «Крысолов») и в то же время представить цветаевские трактовки отдельных высказываний немецкого поэта, раскрывающих отношение к его соотечественникам (в частности, к А. фон Платену), к природе театра, любви к женщине и т.д. Рассмотрена история переноса названия новеллы Гейне «Флорентийские ночи» на эпистолярную повесть Цветаевой «Девять писем.».

T.A.Gorkova. «MY ALLY IN ALL THE HEIGHTS AND LOWLANDS...» MARINA TSVETAEVA AND HEINRICH HEINE

In poems, prose, letters, diary entries M.Tsvetaeva often mentions the name of Heinrich Heine, one of her favorite German poets. In Heine, she feels a soul mate, con-sideng him a «marriage... secret», despite the fact that they are separated for almost a century. The article analyzes some of Tsvetaeva's works devoted to Heine, his influence on her work (the poem «Ratcatcher») and presents Tsvetaeva's interpretation of some statements of the German poet conserning his compatriots (in particular, A.Platen), the nature of the theater, love for a woman, etc. The transfer of the name of Heine’s novel «Florentine nights» to Tsvetaeva’s epistolary novel «Nine letters...» is studied.

Традиции в жизни российской эмиграции

Муромцева Л.П.

В статье рассматривается традиция праздников и юбилейных дат, которая на протяжении XX столетия сохранялась во всех центрах российского зарубежья. несмотря на трагедию изгнания и повседневные тяготы эмигрантского бытия, церковные и светские праздники составляли канву эмигрантской жизни, являясь одной из форм объединения мира зарубежной России на основе идеи сохранения и возвращения на родину своего историко-культурного наследия.

L.P.Muromtseva. TRADITIONS IN RUSSIAN EMIGRATION LIFE

The article studies the tradition of festivals and anniversaries existed in all the centres of Russian expatriate communities during the whole 20th century. Despite the tragic exile and daily hardships of living as an expatriate, religious and secular holidays served as the basis of emigrants' life and united Russians living abroad in order to conserving their historical and cultural legacy and return it to Russia.

Модернизм / постмодернизм в советской книжной графике 1970–1980-х гг.

Котломанов А.О.

В статье анализируются произведения представителей советского искусства 1970-х — 1980-х гг. с позиции уточнения специфики отечественной художественной культуры в контексте интернациональных тенденций. Рассмотрены работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Геннадия Калиновского и Олега Зуева, созданные в формате книжной графики. Выдвигается гипотеза акцентирования книжной культуры в генезисе российского современного искусства, что очевидно в случае с Ильей Кабаковым. Также, анализируются отдельные произведения Геннадия Калиновского и олега Зуева, их иллюстрации к произведениям Льюиса Кэрролла и герберта Уэллса как примеры своеобразной интерпретации идей сюрреализма.

A.O.Kotlomanov. MODERNISM /POSTMODERNISM IN THE SOVIET BOOK GRAPHICS OF THE 1970s — 1980s

The article analyzes the work of representatives of Soviet art of the 1970s and 1980s from the position of definition of the originality of the national art culture in the context of international trends and studies the works of Ilya Kabakov, Eric Bulatov, Victor Pivovarov, Gennady Kalinovsky and Oleg Zuev, created in the format of book graphics. The author emphasizes the book culture in the genesis of Russian contemporary art, which is obvious in the case of Ilya Kabakov and analyzes particular works of Gennady Kalinovsky and Oleg Zuev, their illustrations for the works of Lewis Carroll and Herbert Wells served as the examples of interpretation of the ideas of surrealism.

Чувство искусства

Волошина Л.А.

Статья посвящена исследованию вопроса о чувстве искусства. Показано, как в ходе истории искусство самоопределялось и осмысливалось как особое мироощущение. Рассматривается синтетический характер этого чувства, в основе которого — поиск гармонии. Исследуемое чувство представлено как связь человека с идеальным миром искусства, оно направлено на реальность образную, мифическую. Статья касается вопроса необходимости воспитания этого чувства.

L.A.Voloshina. SENSE OF ART

The article studies of the question of the sense of art. It is shown that in the course of history art art was determined and understood as a special world perception. The synthetic nature of this feeling, aimed at the search for harmony, is reckoned. The sense is presented as the connection of a person with the ideal world of art. it is linked with the figurative and mythical reality. The article refers to the necessity of forming such sense of art.

Часть третья. Встреча и диалог культур

Между «обширнейшим театром» и «Соломоновым домом»: у истоков музеологического знания (вторая половина XVI — начало XVII вв.)

Ананьев В.Г.

В статье реконструируется процесс складывания музеологического знания в период второй половины XVI— начала XVII вв. Данный феномен анализируется в общем контексте развития культуры. Автором выявляется круг основных лиц и корпус базовых текстов, конструирующих музеологию на данном этапе. основное внимание уделяется трактатам Самуэля фон Квикхеберга, габриэля Кальтемаркта и Фрэнсиса Бэкона.

V.G.Ananiev. BETWEEN THE «VASTEST THEATER» AND «SOLOMON HOUSE»: THE ORIGINS OF MUSEOLOGICAL KNOWLEDGE IN THE SECOND HALF OF THE 16TH — THE EARLY 17TH CENTURIES

The article studies the process of forming the museological knowledge during the second half of the 16th — the early 17th centuries. This phenomenon is analyzed within the context of the development of culture. The author identifies the circle of key persons and basic texts constructing the museology at this stage. Main attention is paid to the treatises of samuel von Quiccheberg, Gabriel Kaltemarckt and Francis Bacon.

Сословный термин «чанка» в Гази-Кумухе

Каяев И.А.
Каяев А.И.

Исследование посвящено анализу особенностей сословного термина «чанка» в социальной структуре Гази-Кумухского шамхалата, а также как свидетельства глубинных историко-культурных и языковых контактах народов Северного Кавказа. Эволюция термина происходила и отразилась в местных языках, в том числе в хозяйственно-экономической, социально-политической и военной терминологии.

I.A.Kayaev, M.I.Kayaev. THE CLASS TERM «CHUNK» IN GHAZI KUMUKH

The study analyzes the features of the class term «chunk» in the social structure of Ghazi Kumukhskiy of shamkhalate, as well as testifies to the profound historical-cultural and language contacts of peoples of the North Caucasus. The evolution of the term took place and was reflected in local languages, including economic, social, political and military terminology.

Невозможное возможно. Джованни Боккаччо в самодержавной России

Голлербах Е.А.

Литературное наследие Джованни Боккаччо оставалось на периферии русской культуры на протяжении всего существования романовского самодержавия, — из-за своего качества, мало соответствовавшего местным настроениям, представлениям и традициям, из-за цензурных ограничений и из-за едва ли не тотальной неграмотности населения Российской империи. однако уже в конце 1830-х гг. некоторые сведения об итальянском классике, а также о сюжетах и мотивах его сочинений начали проникать в сознание рядовой российской публики, — благодаря деятельности мастеров сценических искусств. Именно в результате осуществленных с того момента в разных регионах страны драматических, музыкальных, балетных, цирковых, эстрадных постановок Боккаччо смог обрести здесь известность, даже актуальность, появиться, сначала фрагментарно, часто в искаженных формах, в местной печати, затем, в 1890-е гг., быть предложенным читающим россиянам уже в более или менее удовлетворительном виде, и, наконец, стать фигурантом популярной культуры и освободительного движения Российской империи. Боккаччо пришел в мир русской печати из мира кулис, и это некоторым образом определило качество его понимания местной аудиторией. В статье, впервые излагающей данный сюжет, представлены сведения из ранее не изучавшихся архивных и печатных источников.

E.A.Hollerbach. THE IMPOSSIBLE IS POSSIBLE. GIOVANNI BOCCACCIO IN AUTOCRATIC RUSSIA

Giovanni Boccaccio's literary legacy persisted on the periphery of Russian culture during the entire 300-year reign of the Romanovs due to the fact that it did not coincide with Russian mood, worldview and traditions, and because of censorship restrictions and almost total illiteracy of population of the Russian Empire. However, in the late 1830s, the ordinary Russian reading public became aware of the Italian Renaissance genius and some of his compositions and plots owing to theatrical performances. Dramatic, musical, ballet, and circus performerces made Boccaccio popular and even relevant in Russian culture. At first, his works occasionally and appeared often in a distorted form in local periodicals. In the 1890s, Boccaccio was presented to the sophisticated Russian readers and finally, he became the vivid representative of popular and revolutionary culture of the Russian Empire. He came to Russian literature from the backstage world, therefore, Russian readers could easily understand his works. The article contains previously unknown evidences from archival and printed sources.

Русская церковь Рождества Христова и св. Николая Чудотворца во Флоренции: архитектурно-художественный образ и документальный контекст

Жердев В.В.

В статье впервые комплексно рассматривается архитектурно-живописное убранство русской церкви во Флоренции, созданной по проекту М.Т.Преображенского. Приведено детальное описание уникального деревянного убранства из бывшей домовой церкви Демидовых в Сан-Донато, которое помещено в нижний храм св. Николая Чудотворца. Автор выдвигает гипотезу о принадлежности некоторых икон Демидовской церкви невьянской школе иконописи. Детально представлена программа живописного убранства верхней церкви Рождества Христова, в создании которой принимали участие видные петербургские мастера А.Н.Новоскольцев, А.П.Блазнов, Д.И.Киплик, М.М.Васильев. Выделена ведущая роль в создании живописной программы П.С.Шарварока. Анализ архитектурно-живописного убранства приводится в контексте данных журнала протоиерея В.Левицкого, что позволило наиболее полно представить хронологию строительства храма и логику создания его живописного убранства.

V.V.Zherdiev. RUSSIAN CHURCH OF THE NATIVITY OF CHRIST AND ST. NICHOLAS THE THAUMATURGE IN FLORENCE: ARCHITECTURAL AND ARTISTIC IMAGE AND DOCUMENTARY CONTEXT

The article presents the architectural and pictorial decoration of the Russian church in Florence, created according to M.T.Preobrazhensky's design and the detailed description of the unique wooden decoration from the former Demidovs' house church in San Donato, which is placed in the lower church of St. Nicholas the Thaumaturge. The author hypothesises that some icons of the Demidovs' church belong to the Nevyansk school of icon painting. The decoration of the upper church of the Nativity of Christ is studied in detail. St.Petersburg masters A.N.Novoskoltsev, A.P.Blaznov, D.I.Kiplik, M.M.Vasiliev took part in the creation of the artistic decoration. P.S.Sharvarok played the leading role in the creation of murals. The analysis of architectural and pictorial decoration is based on the data of Archpriest V.Levitsky's journal, which allowed to reveal in detail the chronology of the construction of the temple and the creation of its decoration.

Смоленск второй половины XII — первой трети XIII в. по летописным и агиографическим источникам

Конявская Е.Л.

В статье анализируются летописные и агиографические источники истории Смоленска второй половины XII — первой трети XIII в., в частности о смоленских боярах, о вечевых акциях, об особенностях внешней политике смоленских властей. Соединение и сопоставление документальных материалов дает возможность выявить важнейшие аспекты социально-экономические жизни смоленского общества и представить общую картину эволюции русских земель в целом.

E.L.Konyavskaya. SMOLENSK OF THE SECOND HALF OF THE 12TH — THE FIRST THIRD OF THE 13TH CENTURY IN CHRONICLES AND HAGIOGRAPHIC SOURCES

The article analyzes the Chronicles and hagiographic sources of the history of smolensk in the second half of the 12th — the first third of the 13th century, including the smolensk boyars, veche actions, the foreign policy of the smolensk authorities. The combination and comparison of documentary materials make it possible to identify the most important aspects of socio-economic life of the smolensk society and to present an overall picture of the evolution of Russian lands as a whole.

Центр и периферия в начале XX века: от российского к советскому. Научный дискурс в транзитной реальности

Аманжолова Д.А.
Тишков В.А.
Красовицкая Т.Ю.

Статья посвящена рассмотрению процесса упорядочения этнической политики в Советской России, в первое десятилетие большевистской власти. отмечается, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь полиэтнических областей были далеки от упорядочности. Советская этнополитика носила эклектичный и импровизированный характер. Лишь ближе к времени окончания гражданской войны вырабатывались черты, ставшие свойственными всем российским этносам.

D.A.Amanzholova, T.Yu.Krasovitskaya, V.A.Tishkov. CENTER AND PERIPHERY IN THE EARLY 20TH CENTURY: FROM RUSSIAN TO SOVIET. SCIENTIFIC DISCOURSE IN TRANSIT REALITY

The article is devoted to the process of ordering ethnic policy in Soviet Russia in the first decade of the Bolshevik power. It is noted that the political, economic, cultural and social life in multi-ethnic areas was far from being in order. The Soviet ethnic politics was eclectic and improvisational. Only by the end of the Civil war there appeared the features that have become inherent to all Russian ethnic groups.

Часть четвертая. Человек. Общество. Власть

Тюремный централ, как общественный феномен

Косиков А.Н.

В статье раскрываются особенности тюремной системы Российской империи второй половины XIX столетия, а также реформы Тюремного управления в 1870-х годов. В центре внимания автора — количество узников, их быт, их взгляды на саму систему содержания, а также на общую политику «исправления наказания». Анализирую один из сегментов системы отбывания наказания, автор стремится разобраться важность такого элемента, как «Централ», который выступал важнейшим элементом тюремной системы Российской империи, направленной на предотвращение социального протеста.

A.N.Kosikov. CENTRAL PRISON, AS A SOCIAL PHENOMENON

This article discloses the features of the Russian Empire prison system in the second half of the 19th century. The number of prisoners, their life, their views on the detention system itself as well as in line with the "guilt by association" policy are in the central concern of the author. In analysing a segment of the system of serving sentences, the author seeks a full understanding of the importance of "Central", which was the most important item of the Russian Empire prison system, aimed at preventing social protest.

Швейцарская колыбель русской революции

Грезин И.И.

В статье речь идет о русской эмиграции в Швейцарии в конце XIX — начале хх вв., о ее насыщенной событиями жизни, о ее изданиях и типографиях, о публичных (и тайных) акциях, а также об отношениях ко всему российских дипломатов. Все это — сквозь призму полицейского внимания (и невнимания) к лидерам и рядовым членам эмигрантских революционных объединений. Исследование осуществлено с привлечением уникального архивного материала.

I.I. Grezin. THE SWISS CRADLE OF RUSSIAN REVOLUTION

The article deals with the Russian emigration in switzerland in the late 19th — early 20th centuries, its eventful life, publications and printing, public (and secret) actions, as well as the allituole of Russian diplomats to it. All this is studied through the prism of police attention (and inattention) to the leaders and ordinary members of the emigrant revolutionary associations. The study is based on the involvement of the unique archival material.

Негласный (Государственный) совет в начале XlX в.: структура и деятельность до и после реформы 1810 г.

Мозжегоров А.Б.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реформированием в начале XIX столетия Государственного совета — законосовещательной структуры Российской империи. Автор считает и доказывает, что создание Госсовета было одним из первых шагов по созданию правового государства. Государственный совет реформировался исходя из тех целей и задач, которые стояли не только перед властями Российской империи, но и перед страной в целом.

A.B.Mozzhegorov. THE UNOFFICIAL (STATE) COUNCIL IN THE EARLY 19TH CENTURY: THE STRUCTURE AND ACTIVITIES BEFORE AND AFTER THE REFORM OF 1810

The article deals with the reformation of the state Council — the legislative structure of Russian Empire in the early 19th century. The author states that the creation of the state Council was one of the first steps in forming a legal state. The state Council was reformed basing on the goals and objectives that faced not only authorities of the Russian Empire, but also the country as a whole.

Эмоциональная история русской революции в журнальной карикатуре

Аксенов В.Б.

В статье представлен анализ изобразительных исторических источников, раскрыт источниковедческий потенциал карикатуры — основного жанра изобразительной сатиры. Карикатура отражала не только смешное, но и страшное, передавала очень широкий спектр эмоций. Корреляция динамики настроений, зафиксированных в карикатурах, с динамикой душевных расстройств современников подтверждает ценность изобразительного источника.

V.B.Aksenov. THE EMOTIONAL HISTORY OF THE RUSSIAN REVOLUTION IN THE MAGAZINE CARTOON

The article analyzes visual historical data and reveals the source potential of caricature — the main genre of pictorial satire. The caricature reflected not only funny, but also terrible things and conveyed a very wide range of emotions. The correlation of mood dynamics reflected in cartoons with the dynamics of mental disorders of contemporaries raises the value of the visual source.

Трагическое былое

Серебрякова З.Л.

В статье речь идет о судьбе семьи известного советского государственного и партийного деятеля Леонида Петровича Серебрякова, немало сделавшего для восстановления народного хозяйства в 1920-х гг. и павшего жертвой сталинских репрессий, а также о его реабилитации в конце XX столетия. В статье публикуются уникальные свидетельства современников Л.П.Серебрякова и документы, проливающие свет на малоизвестные страницы истории революционной России.

Z.L.Serebryakova. THE TRAGIC PAST

The article deals with the fate of the family of leonid petrovich serebryakov — the famous soviet state and party leader, who did a lot to restore the national economy in the 1920s and fell victim to stalin’s repressions and his rehabilitation in the late 20th century. The article presents the unique evidence of l.p.serebryakov’s contemporaries and documents shedding light on the little-known pages of history of revolutionary Russia.

Часть пятая. Выдающиеся деятели русской культуры

«Звенигородский чин» прп. Андрея Рублева (1340/1350-17.10.1428): современные проблемы изучения

Ульянов О.Г.

Автор статьи обозначает и анализирует современные проблемы изучения одного из шедевров древнерусского искусства - Звенигородского деисусного чина письма великого русского иконописца прп. Андрея Рублева, перманентно находящегося в центре исследовательских споров, особенно после попыток переатрибуции художественного и исторического памятника в 2017 г.

O.G.Ulyanov. «THE ZVENIGOROD DEESIS TIER» PAINTED BY REVEREND ANDREI RUBLEV (1340/1350- 17.10.1428): THE MODERN PROBLEMS OF STUDY

The author analyzes the current study of one of the masterpieces of the old Russian art — the Zvenigorod Deesis tier, painted by Andrei Rublev, the great Russian iconographer. For a long time this world-famous art monument stays in the center of scientific discussions, especially after recent attempts to re-attribute Andrei Rublev's icons in 2017.

Первый русский резидент на Тайване - сын декабриста. Реконструкция биографии Н.Н.Титушкина

Зайцев Р.В.

Статья посвящена Н.Н.Титушкину — первому русскому подданному, который сравнительно долгое время жил и работал на острове Тайвань (Формоза). Служащий китайской таможни Николай Николаевич Титушкин много лет проработал в Китае, занимался метеорологическими наблюдениями и стал первым человеком, который оставил записки о погоде на Формозе. До настоящего момента его жизненный путь и судьба оставались неизвестными. Данное небольшое исследование стремится восполнить этот пробел и реконструировать биографию этого неординарного человека с необычной судьбой. Материалы, используемые в ходе исследования, ведут нас к декабристам, Китайской Морской таможенной службе и жизни крымской богемы конца XIX — начала XXвека.

R.V.Zaitsev. TITOUSHKIN: THE SON OF THE DECEMBRIST AND THE FIRST RUSSIAN RESIDENT IN TAIWAN

This article studies the life story of Nikolay N.Titoushkin. He was the first Russian who lived and officially worked in Taiwan (Formosa). Titoushkin was the Chinese customs officer and worked in China for many years. He was the first person who made the regular meteorological observations on Formosa. Until now his life story remained unknown. This small research tries to fill this gap and reconstruct the biography of such an extraordinary person. The materials used in the study leadusto the Decembrists, the Chinese Maritime Customs service and the life of the Crimeanelite of the late 19th and early 20th century.

о. Сергий Булгаков и духовная мобилизация против «мировой panzerdivision»

Молодяков В.Э.

Настоящая статья посвящена анализу работ выдающегося русского философа и богослова о. Сергия Булгакова «Размышления о войне», «Расизм и христианство» и «гонения на Израиль», написанных во время Второй мировой войны и опубликованных лишь в конце 1980-х и начале 1990-х гг. Содержание этих работ — осуждение философии германского национал-социализма (нацизма) и отклик автора на события войны. основным материалом для анализа нацистской философии и идеологии послужила книга Альфреда Розенберга «Миф XX века» (1930), которая была объявлена в Третьем Рейхе ее самой полной и аутентичной формулировкой. Булгаков стал первым православным мыслителем, давшим развернутую критику германского национал-социализма, в котором он видел не только основного виновника мировой войны с точки зрения международных отношений, но и главного духовного и философского противника христианства.

V.E.Molodiakov. REV. SERGEI BULGAKOV AND SPIRITUAL MOBILIZATION AGAINST «WORLD PANZERDIVISION»

This article deals with the works of Rev. sergei Bulgakov, the famous Russian thinker and theologian of the "Thoughts on War", "Racism and Christianity", "persecution of Israel", written during the second World War and published only in the late 1980s and the early 1990s. These works contain the censure of the philosophy and ideology of the German National sociolism (Nazism) and the author's assessment of war. In his analysis of the Nazi philosophy Bulgakov based on Alfred Rosenberg's book «Myth of the 20th century» (1930) proclaimed in the Third Reich as its fullest and most authentic version. Bulgakov was the first Russian orthodox thinker who regarded the German National socialism not only as the main originator of the world war from the point of view of international relations but also as the principal spiritual and philosophic opponent of Christianity.

Возвращение Петра Ганского

Леонидов В.В.

Статья возвращает в культурный мир имя талантливого художника и оригинального мыслителя, общественного и религиозного деятеля П.П.Ганского, чье творчество до последнего времени оставалось практически неизвестным в России, поскольку сам творец был вынужден эмигрировать из страны после революции. Его картины, его пропаганда не только идей Н.К.Рериха о сохранении всеобщего мира, но и духовного сближения наций и религий заслуживают того, чтобы они находились в центре внимания общества, обсуждались, эволюционировали и претворялись в жизнь.

V.V.Leonidov. THE RETURN OF PETER GANSKIJ

The article returns to the cultural world the name of a talented artist and original thinker, public and religious figure — P.P.Gansky, whose work until recently remained practically unknown in Russia, since the Creator himself was forced to emigrate from the country after the revolution. His paintings support of not only N.K.Roerich's ideas to preserve universal peace, but also to spiritually bring Nations and religions closer together deserve to be in the focus of society's attention, be discussed, evolve and to be implemented.

Абрахам Волковиц и Макс Вебер: американские художники русского происхождения

Сумароков Д.И.

Статья посвящена жизни и деятельности двух американских художников, родившихся и проведших детские годы в России Абрахама Волковица и Макса Вебера. К сожалению, даже в современной России их имена мало кому что говорят, тогда как в США они считаются едва ли не родоначальниками художественных направлений в искусстве и до сих пор их работы высоко оцениваются как специалистами, так и коллекционерами. В научный оборот вводятся ранее недоступные современному исследователю документальные материалы, способствующие объективному и глубокому изучению истории искусства первой половины XX века.

D.I.Sumarokov. ABRAHAM WOLKOWITZ AND MAX WEBER: THE AMERICAN ARTISTS OF THE RUSSIAN ORIGIN

The article is devoted to the life and work of the two American artists who was born and spent their childhood in Russia Abraham volkovitsh and Max weber. Unfortunately, in modern Russia, their names say little, while in the United states they are considered nearly founders of artistic trends in art and their works are highly appreciated by both experts and collectors. Documentary materials that contribute to the objective and profound study of history of art of the first half of the entury and previourly inaccessible to modern researchers are 20th century into scientifec circulation.

Художник В.Е.Раев: этапы творческой биографии

Сенющенкова М.П.

Статья посвящена восстановлению основных вех жизни и деятельности совершенно забытого русского художника Василия Егоровича Раева. Выходец из крепостных крестьян, он был настоящим «самородком» и настойчивым учеником, что позволило ему достичь высот в изобразительном искусстве. Его работы — будь то пейзажи, написанные в Италии, в Средней полосе России или на Урале — высоко оценивались как и современниками, так и потомками, поскольку были выполнены на высоком профессиональном уровне.

M.P.Senyushchenkova. V.E.RAEV — THE RUSSIAN ARTIST: STAGES OF THE CREATIVE BIOGRAPHY

The article is devoted to the restoration of the main milestones in life and work of the completely forgotten Russian artist vasily Egorovich Raev. A native of serfs, he was the real «nugget» and diligent student, which allowed him to reach heights in the visual arts. Hi's works, landscapes painted either in italy, in Central Russia or in the Urals were highly appreciated by both contemporaries and descendants, as they were truly professional.

Василий Шукшин: от Кафки до Тарковского

Глушаков П.С.

Работа посвящена исследованию творчества писателя Василия Макаровича Шукшина посредством сравнения его с творчеством Андрея Тарковского. Подобный подход дает возможность раскрыть те грани творчества того и другого, которые позволяют говорить не только об индивидуальности каждого, но и о тех ценностях человеческой жизни, которые принято считать вечными.

P.S.Glushakov. VASILY SHUKSHIN: FROM KAFKA TO TARKOVSKY

The article studies the work of the writer Vasily Makarovich Shukshin comparing it with the work of Andrei Tarkovsky. Such an approach makes it possible to reveal the facets of the creativity of both, which allow us to speak not only about the individuality of each, but also about the values of human life, considered to be eternal.