АВТОРЫ

Голлербах Евгений Александрович

кандидат филологических наук

Старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки.

Ист.: Вестник истории, литературы, искусства. Том XIV. Москва: Собрание, 2019.

Публикации

Невозможное возможно. Джованни Боккаччо в самодержавной России. Часть II

Вестник истории, литературы, искусства. Том XIV. 2019. Москва: Собрание, 2019. С. 170-192.

Литературное наследие Джованни Боккаччо оставалось на периферии русской культуры на протяжении всего существования романовского самодержавия, — из-за своего качества, мало соответствовавшего местным настроениям, представлениям и традициям, из-за цензурных ограничений и из-за едва ли не тотальной неграмотности населения Российской империи. Однако уже в конце 1830-х гг. некоторые сведения об итальянском классике, а также о сюжетах и мотивах его сочинений начали проникать в сознание рядовой российской публики, — благодаря деятельности мастеров сценических искусств. Именно в результате осуществленных с того момента в разных регионах страны драматических, музыкальных, балетных, цирковых, эстрадных постановок Боккаччо смог обрести здесь известность, даже актуальность, появиться, сначала фрагментарно, часто в искаженных формах, в местной печати, затем, в 1890-е гг., быть предложенным читающим россиянам уже в более или менее удовлетворительном виде, и, наконец, стать фигурантом популярной культуры и освободительного движения Российской империи. В статье, впервые излагающей данный сюжет, представлены сведения из ранее не изучавшихся архивных и печатных источников.

E.A. Hollerbach. THE IMPOSSIBLE IS POSSIBLE. GIOVANN I BOCCACIO IN AUTOCRAT IN RUSSIA. PART II

Giovanni Boccaccio’s literary legacy persisted on the periphery of Russian culture during the entire 300-year reign of the Romanovs due to the fact that it did not coincide with Russian mood, worldview and traditions, and because of censorship restrictions and almost total illiteracy of population of the Russian Empire. However, in the late 1830s, the ordinary Russian reading public became aware of the Italian Renaissance genius and some of his compositions and plots owing to theatrical performances. Dramatic, musical, ballet, and circus performerces made Boccaccio popular and even relevant in Russian culture. At first, his works occasionally and appeared often in a distorted form in local periodicals. In the 1890s, Boccaccio was presented to the sophisticated Russian readers and finally, he became the vivid representative of popular and revolutionary culture of the Russian Empire. The article contains previously unknown evidences from archival and printed sources.

Невозможное возможно. Джованни Боккаччо в самодержавной России

Вестник истории, литературы, искусства. Том XIII. 2018. Москва: Собрание, 2018. С. 152-191.

Литературное наследие Джованни Боккаччо оставалось на периферии русской культуры на протяжении всего существования романовского самодержавия, — из-за своего качества, мало соответствовавшего местным настроениям, представлениям и традициям, из-за цензурных ограничений и из-за едва ли не тотальной неграмотности населения Российской империи. однако уже в конце 1830-х гг. некоторые сведения об итальянском классике, а также о сюжетах и мотивах его сочинений начали проникать в сознание рядовой российской публики, — благодаря деятельности мастеров сценических искусств. Именно в результате осуществленных с того момента в разных регионах страны драматических, музыкальных, балетных, цирковых, эстрадных постановок Боккаччо смог обрести здесь известность, даже актуальность, появиться, сначала фрагментарно, часто в искаженных формах, в местной печати, затем, в 1890-е гг., быть предложенным читающим россиянам уже в более или менее удовлетворительном виде, и, наконец, стать фигурантом популярной культуры и освободительного движения Российской империи. Боккаччо пришел в мир русской печати из мира кулис, и это некоторым образом определило качество его понимания местной аудиторией. В статье, впервые излагающей данный сюжет, представлены сведения из ранее не изучавшихся архивных и печатных источников.

E.A.Hollerbach. THE IMPOSSIBLE IS POSSIBLE. GIOVANNI BOCCACCIO IN AUTOCRATIC RUSSIA

Giovanni Boccaccio's literary legacy persisted on the periphery of Russian culture during the entire 300-year reign of the Romanovs due to the fact that it did not coincide with Russian mood, worldview and traditions, and because of censorship restrictions and almost total illiteracy of population of the Russian Empire. However, in the late 1830s, the ordinary Russian reading public became aware of the Italian Renaissance genius and some of his compositions and plots owing to theatrical performances. Dramatic, musical, ballet, and circus performerces made Boccaccio popular and even relevant in Russian culture. At first, his works occasionally and appeared often in a distorted form in local periodicals. In the 1890s, Boccaccio was presented to the sophisticated Russian readers and finally, he became the vivid representative of popular and revolutionary culture of the Russian Empire. He came to Russian literature from the backstage world, therefore, Russian readers could easily understand his works. The article contains previously unknown evidences from archival and printed sources.