АВТОРЫ

Войтекунас Валентина Анатольевна

Магистр искусствоведения, Санкт- Петербургское отделение Ассоциации искусствоведов.

Ист.: Вестник истории, литературы, искусства. Т. XIII. Москва: Собрание, 2018.

Публикации

«За каждой точкой - пробитое стекло, за каждой черточкой - ссадина от пули»: иллюстрации Ю.П.Анненкова к поэме А.А.Блока «Двенадцать» в художественной критике 1918-1920-х годов

Вестник истории, литературы, искусства. Том XIII. 2018. Москва: Собрание, 2018. С. 491-502.

Статья посвящена истории восприятия иллюстраций Ю.П.Анненкова к поэме А.А.Блока «Двенадцать». Эта работа стала знаковой для советской книжной графики и заняла особое место в творчестве художника. «Двенадцать» с иллюстрациями Ю.П.Анненкова вышли в петроградском издательстве С.М.Алянского «Алконост» в 1918 г. Это было первое иллюстрированное отдельное издание поэмы. Если произведение А.А.Блока было воспринято современниками далеко неоднозначно, то графический цикл Ю.П.Анненкова сразу после выхода книги был оценен в творческой среде необыкновенно высоко и практически единодушно признан его лучшей работой. К концу 1920-х гг. за иллюстрациями Ю.П.Анненкова к поэме «Двенадцать» закрепляется статус выдающегося произведения революционного искусства и самого точного визуального эквивалента поэтического текста А.А.Блока среди других опытов иллюстрирования поэмы, предпринятых в эти годы. Реконструкция истории восприятия анненковского цикла в 1918-1920-е гг. позволяет выяснить, что своеобразная канонизация иллюстраций Ю.П.Анненкова происходит не только благодаря собственно художественным достоинствам графики, но и под влиянием внешних факторов (идеологических причин, личных взаимоотношений художника с А.А.Блоком). Рассмотрение истории восприятия иллюстраций Ю.П.Анненкова с позиции «опережающей рецепции» (понятие введено Ю.Г.Цивьяном), с учетом влияния на формирование общественного мнения исторического и культурного контекста, позволяет по-новому оценить широко известный иллюстративный цикл.

V.A.Voytekunas. «BEHIND EACH POINT IS THE BROKEN GLASS, BEHIND EVERY LINE IS THE BULLET WOUND»: THE DRAWINGS BY YURY ANNENKOV TO ALEXANDER BLOK'S POEM THE TWELVE IN ART CRITICISM OF THE 1918s — 1920s

The article is dedicated to the history of perception of Yuri Annenkov's illustrations to Alexander Blok's poem "The Twelve" (1918). These illustrations were created in the same year as the poem and they occupy a special place among Annenkov's works. The first separate edition of the Blok's poem with the illustrations by Yuri Annenkov was published also in that year in the publishing house "The Alkonost". Critics of the Blok's poem fell into two camps: "Some saw the poem as a satire on the revolution, others as its glorification" (VI. Мауакоysky). As for the Annenkov's illustrations they were recognized as a masterpiece of revolutionary art right after the publication and it is still the most successful visual interpretation in the history of designing the poem. A process of cultural canonization of the Annenkov's illustrations took place in the 1918s — 1920s and art critics played an important role in this process. The article examines the perception of famous illustrations from the "advanced reception" perspective (the concept was introduced by Yuri Tsivyan) and states that ideological reasons and the fact that Alexander Blok himself took part in creating illustrations influenced the opinion of critics and contributed to the appreciation of Annenkov's drawings.