Внештатный старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины.
Ист.: Scripta antique. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры: альманах. Том IX. 2021. Москва: Собрание, 2021.
Scripta antique. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том VII. 2018. Москва: Собрание, 2018. С. 157-186.
Статья посвящена изучению эпиграфических источников и археологических находок, свидетельствующих о присутствии скульпторов и ювелиров в Ольвии в архаический и классический периоды античной истории. Автор выделяет работы местных и приезжих мастеров, исполнявших заказы для внутреннего и внешнего рынков. Приезжавшие из разных концов Эллады златокузнецы делали для скифов выдающиеся произведения ювелирного искусства в Ольвии, а не только на Боспоре, как обычно считается в современной научной литературе. В первую очередь это относится к находкам из курганов Поднепровья. В Ольвийском государстве находилось немало статуй и рельефов, сделанных на месте выдающимися ионийскими и аттическими скульпторами, работавшими по государственным и частным заказам. В повседневной жизни ольвиополиты широко пользовались различными изделиями местных и приезжих ювелиров.
М.V.Skrzhinskaya (Kiev). SCULPTORS AND JEWELLERS IN OLBIA (VI–IV B.C.)
Archaeological findings witness that from the very early period of existence of Olbian state there worked sculptors and jewellers. Nearly all the sculptors were visitants, mainly from Ionia and Attica. Government and private individuals ordered them to produce statues, reliefs and grave monuments. Some sculptors made moulds for pieces of jewellery. Jewellery workshops appeared in Olbia earlier than in other Greek colonies on the Northern coast of the Black Sea. Both local and visiting jewellers produced coin stamps, awarding gold wreaths, mirrors and various jewelleries for Olbiopolitans. These jewellers also executed orders of Scythian kings and rich barbarians.
Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том IX. 2021. Москва: Собрание, 2021. С. 186-210.
Статья посвящена анализу письменных и эпиграфических источников, позволяющих представить, как местные и приезжие купцы торговали в Ольвии, Пантикапее и других городах Боспора. Тексты почетных декретов и речей Исократа и Демосфена сохранили немало имен иностранных купцов, привозивших товары из разных частей греческой ойкумены и вывозивших хлеб, сырье разного вида и рабов. Торговля с местными племенами велась преимущественно ольвийскими и боспорскими купцами, которые продавали отечественную продукцию и занимались посреднической торговлей, отправляя варварам вино и разнообразные товары из Эллады и ее колоний. Купцы были достаточно образованными людьми, так как им приходилось читать законы разных государств, подписывать документы, защищаться в судебных тяжбах у себя на родине и в разных греческих городах. Контроль Ольвийского государства за соблюдением купцами правил торговли и взиманием штрафа с нарушителей отразился в законе Каноба. На примере деятельности боспорских купцов Сопеида и Формиона автор показывает, как проводились торговые операции, в которых участвовали трапезиты, как составлялись договоры и выплачивались займы, а также к каким обманам нередко прибегали купцы и трапезиты. В ольвийском и боспорском судах, как и в прочих греческих городах, постоянно разбирались тяжбы, связанные с морской торговлей.
M.V.Skrzhinskaya (Kiev). MERCHANTS AND TRAPEZITAI IN OLBIA AND BOSPORUS
The article is based on analysis of speeches by Isokrates and Demosthenos, and also on interpretation of Olbian and Bosporan inscriptions. They hold names of many merchants from various Greek states, and also samples of trade agreements and laws. Local and foreign merchants sold wheat, wine, olive oil and other goods on wholesale markets. For trade payments they used services provided by trapezitai who exchanged foreign coins to local currency. The traders were rather educated people; they could read laws on trading in Olbia and Bosporos and they knew how to make a loan agreement and how to fill in a customs declaration. Olbian and Bosporan merchants received good profit by reselling of foreign goods to Barbarians.
Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том VIII. 2020. Москва: Собрание, 2020. С. 351-377.
В статье собраны эпиграфические и материальные свидетельства о боспорских жрицах периода классики и эллинизма. Они исполняли различные ритуалы в культах Деметры, Афродиты, Артемиды, Кибелы, Диониса и обожествленных боспорских царей. Вероятно, некоторые жрицы ездили в Аттику и проходили разные этапы посвящения в Элевсинские таинства, а затем на родине воспроизводили увиденные во время мистерий ритуалы на празднествах в честь Деметры и Коры. Одна и та же женщина в разное время могла служить жрицей разных богов. Боспоряне регулярно видели жриц в святилищах у алтарей и во время праздничных шествий по улицам городов. Жрицы из царского рода и из богатых семей делали ценные подношения богам. Праздничный наряд жриц включал одежду с разноцветными вышивками и нашивными бляшками с разнообразными рельефными изображениями. Убор дополнялся модными в то время ювелирными украшениями; некоторые из них делали приезжавшие на Боспор первоклассные ювелиры. Драгоценности и отдельные культовые сосуды были собственностью жрицы, и поэтому их могли положить в могилу как дорогие для женщины предметы и как напоминание о ее служении богам.
M.V.Skrzhinskaya (Kiev). BOSPORAN PRIESTESSES
The author analyses epigraphic and archeological sources which give precise information about Bosporan priestesses. They performed various rituals in cults of Demetra, Aphrodita, Artemida, Cybela, Dionysus and deified Bosporan kings. Some priestesses probably visited Attica and went through different stages of initiation in Eleusinian sacraments, and then in the motherland they conducted some of those rituals during celebrations dedicated to Demetra and Cora. One woman could serve to different gods at different times. Bosporans could see the priestesses in sanctuaries near altars and during festive marches along city streets. The priestesses from the king’s or rich families brought valuable gifts to gods. Festive vest of the priestesses included embroidered clothes with attached plates covered by various illustrations. The garment was completed by jewelries. Some of them were made by outstanding jewelers who visited Bosporos. Jewelries and some of cult vessels belonged to priestesses, so they were sometimes put into graves as objects loved by the woman and a reminder of her service to gods.