История древнего и средневекового Востока
Старость и старые люди в хеттских текстах
Александров Б.Е.
Роль старых людей и представления о старости в хеттском обществе еще не становились предметом подробного рассмотрения в научной литературе. Сложность изучения этой проблематики связана с недостаточным объемом информации в дошедших до нас источниках. Тексты земельных пожалований позволяют предположить, что старые люди составляли примерно 9% населения Хеттского царства. Женщины преобладали среди этой группы. Старые люди пользовались почетом и уважением младших поколений. Известны случаи прекращения военных действий после обращения к хеттскому царю делегаций старых людей, представлявших сторону противника. забота о старых людях, как правило, была возложена на их ближайших родственников и семьи. Системы государственного обеспечения и поддержки старости не существовало. Долголетие предстает как безусловная ценность в хеттских текстах. Вместе с тем в текстах присутствует и пессимистический взгляд, согласно которому старый возраст неотделим от страданий.
B.E.Alexandrov (Moscow). OLD AGE AND OLD PEOPLE IN THE HITTITE TEXTS
The role of elderly persons in the Hittite society as well as the Hittite concepts of old age have not yet received an exhaustive treatment in the scholarly literature. The difficulty of studying this subject is related to the insufficient information in the extant sources. The land donations texts allow a conclusion that the old persons represented ca. 9% of the Hittite population. Women were in majority among this group. The old persons were honored and enjoyed the respect of the younger generations. Historical texts describe cases in which the military operations were stopped after the delegations of elderly representing the enemies of the Hittites had addressed to the Hittite king. The care of elderly was a duty of their families and relatives. No state system of support of the old age existed. Longevity appears as a fundamental human value in the Hittite texts. However, a pessimistic view was quite common according to which the old age is inseparable from suffering.
Ретроспективное титулование как способ градуирования статуса правителя в среднеассирийской монархии
Немировский А.А.
Статья посвящена применению среднеассирийскими монархами практики величания своих предшественников задним числом теми титулами, которых они в действительности не носили (как с присвоением им более высоких титулов, чем реальные, так и с купированием реальных титулов в пользу более скромных). Автор показывает, что эта практика применялась для решения двух задач: ретроспективного повышения статуса всех предшествующих ашшурских правителей до царского (с целью подкрепления действующего института царской власти) и их неформального ранжирования - градуируюших понижающих либо повышающих модификаций ранга избранных предшественников в рамках царского статуса (или с выходом за эти рамки), передающих отношение к ним правящего монарха и исторической традиции).
A.A.Nemirovsky (Moscow). RETROSPECTIVE TITLING AS A WAY OF GRADING THE RULER STATUS IN THE MIDDLE ASSYRIAN MONARCHY
The work deals with the use by the Middle Assyrian monarchs of the practice of naming their predecessors retroactively with those titles that they had not actually used (both with the assignment of higher titles to them than real ones, and with the suppression of real titles in favor of more modest ones). The author shows that this practice was used to achieve two aims: retrospective promotion of all previous Assyrian rulers up to the royal rank (with the aim of reinforcing the current institution of royal power) and their informal ranking (graduated decreasing or increasing modifications of the rank of selected predecessors within the framework of the royal status or even beyond the latter), conveying the attitude to them from the side of the ruling monarch and historical tradition.
Случайная находка буддийской бронзовой подвески на городище Актобе Степнинском
Железняков Б.А.
Акымбек Е.Ш.
В публикации анализируются вопросы, связанные с интерпретацией, хронологией, другие сопутствующие, связанные со случайно найденной на городище Актобе (не в культурном слое) местным жителем бронзовой подвески, которая может интерпретироваться как буддийский оберег. Буддизм имел широкое распространение в горной части (Чуйской) долины, главным образом, до 751 г. - времени известной Атлахской битвы, хотя археологические свидетельства говорят о том, что буддийские храмы сохраняются и во второй половине VIII в., претерпевая значительное ослабление к концу века. Это была одна из имевших наибольшее распространение религий того времени в этой удобной долине среди городского населения, судя по количеству открытых археологами храмов. В отдельных из них службы проводились до начала XI в. и запустели в связи «с отсутствием адептов». Несмотря на обилие буддийских находок в кыргызской части долины этого и поздних периодов, публикуемая подвеска - первая буддийская находка в казахстанской части долины. Кроме того, это первая подвеска, происходящая из Чуйской долины. Ее малые размеры несколько затрудняют интерпретацию в связи с незначительной детализацией изображения. Однако, об основной версии принадлежности к буддийскому культу можно судить уверенно.
E.Sh.Akymbek, B.A.Zheleznyakov (Almaty). BUDDHIST BRONZE CHARM PENDANT FROM THE MEDIEVAL SITE OF AKTOBE (SHU RIVER VALLEY)
The most important questions connected with interpretation and chronology of the bronze pendant accidentally found on the ancient settlement of Aktobe (not in a cultural layer) by a local inhabitant are analyzed in the publication. It can be interpreted as a Buddhist charm pendant. The Buddhism had wide circulation in a mountain part of the Chuy/Shuy Valley, mainly, to 751 i.e. to the time, close to Atlakh city great fight. Archaeological data say that Buddhist temples were built also in the second half of the 8th century, undergoing considerable easing to the end of the century. It was one of the religions which had the greatest popularity in this valley among urban population, judging by the number of the temples opened by archeologists. In the few of them services were held up to the beginning of the 11th century and they gradually became complete empty “with absence of adherents”. Despite abundance of Buddhist finds in the Kyrgyz part of the valley, the published pendant is the first Buddhist find in the Kazakhstan part of the valley. Besides, it is the first pendant coming from the Chuy Valley. The small sizes complicate interpretation in connection with insignificant specification of the image on pendant. However, it is possible to state its belonging to a Buddhist cult.
Трансформация сюжетов и мотивов японской волшебной сказки об обезьяне и крабе на основе сопоставительного анализа переводов «мукаси банаси» с языка оригинала на русский и английский языки
Вахромеева О.Б.
Исследование фокусируется на трансформации сказочных сюжетов и мотивов японских вариантов «мукаси банаси» от первоначальной борьбы за еду (хурму и рисовую лепешку), что было связано с переходом от периода собирательства к земледелию в V в. н.э., до повествования о мести краба обезьяне, соотносящейся с японским обычаем добродетельной мести и социальной напряженностью в обществе эпохи феодализма. Кроме того, сопоставительный анализ переводов «мукаси банаси» с языка оригинала на русский и английский языки демонстрирует изменение сюжетов и мотивов с целью адаптации памятника иной народной культуры к национальным обрядам, верованиям и представлениям народов России и англоязычных народов. Сказка служит своеобразным фольклорным маркером, а также средством наиболее полного выражения основных идей народной культуры, позволяющим ретранслировать в современность актуальные традиционные народные представления в том числе с целью формирования новых художественных ценностей. Такой подход напоминает универсальный механизм, поддерживающий национальную индивидуальность, а «мукаси банаси» выступает одним из объектов сохранения культурной памяти японского народа уже в XXI в.
O.B.Vakhromeeva (Saint-Petersburg). TRANSFORMATION OF PLOTS AND MOTIFS OF THE JAPANESE FAIRY TALE ABOUT THE MONKEY AND THE CRAB BASED ON A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TRANSLATIONS OF «MUKASHI BANASHI» FROM THE ORIGINAL LANGUAGE INTO RUSSIAN AND ENGLISH
The study focuses on the transformation of fairy tales and motives of Japanese versions of “mukashi banashi” from the initial struggle for food (persimmon and rice cake), which was associated with the transition from the period of gathering to agriculture in the 5th century, to the story of the revenge of the crab monkey, correlated with the Japanese the custom of virtuous revenge and social tension in the society of the era of feudalism. In addition, a comparative analysis of translations of “mukashi banasi” from the original language into russian and english demonstrates a change in plots and motives in order to adapt a monument of another folk culture to national rituals, beliefs and ideas of the peoples of Russia and Englishspeaking peoples. A fairy tale serves as a kind of folklore marker, as well as a means of the most complete expression of the basic ideas of folk culture, which makes it possible to retransmit actual traditional folk performances into modern times, including with the aim of forming new artistic values. This approach resembles a universal mechanism that supports national individuality, and “mukashi banashi” is one of the objects of preserving the cultural memory of the Japanese people already in the 21st century.
Новые данные о перечеканке джучидских серебряных монет в конце правления Токтамыша
Овсянников О.В.
Шапошник В.Г.
Зайончковский Ю.В.
В статье публикуется и анализируется группа золотоордынских дангов, отчеканенная восемью штемпелями, образующими 8 сочетаний. На лицевых штемпелях размещена легенда с именем и титулами «султана справедливого Токтамыша», воспроизведенная на некоторых штемпелях с довольно значительными искажениями. Оборотные штемпели несут на себе указание места выпуска Азак и Сарай ал- Джадида, а так же даты «762» и «794». Всего авторам удалось изучить 76 экземпляров монет данной группы.
Характерной особенностью и отличительной чертой анализируемой эмиссии является то, что значительная часть этих монет отчеканена на обрезанных дангах предшествующих выпусков. Вес дангов этой группы колеблется в значительных пределах.
Числовой ряд для среднего веса монет по штемпельным парам имеет такой вид (в порядке возрастания значения): 1,02 г; 1,04 г; 1,07 г; 1,08 г; 1,10 г; 1,10 г; 1,16 г. Для 55-ти монет, данные которых были использованы при расчетах, средний вес составил 1,09 г. Перечеканами на обрезанных заготовках является вся продукция (либо ее абсолютное большинство) штемпельных пар ШП 1, ШП 2, ШП 4, ШП 7, ШП 8. В продукции ШП 3 и ШП 6 большая часть - перечеканы. Среди монет, битых штемпельной парой ШП5, перечеканов или следов обрезки не обнаружено. По износу штемпелей работу описанной группы представляется возможным разделить на три этапа. Начальный этап: эксплуатация ШП 1, ШП 2 и ШП 8. Основной: работа ШП 3, ШП 4; ШП 7 и ШП 6. Завершающий: работа ШП 5. Если на эти этапы наложить анализ продукции конкретных штемпельных пар, то легко заметить, что на начальном этапе происходила только перечеканка обрезанной монеты, на основном этапе сохранилась значительная доля такого сырья и на завершающем этапе перечеканы полностью отсутствуют.
О времени начала функционирования штемпельной группы можно сделать вывод по типу младшей среди определенных монет-основ, использованных для перечеканки. Монеты этого типа несут на себе дату 794 г.х.
О времени завершения производства можно судить на основании присутствия его продукции в известных авторам нескольких кладах с младшими монетами, отчеканенными в Крыму при Токтамыше и Таш-Тимуре и датированными 796 г.х. Можно предположить, что данная штемпельная группа эксплуатировалась в промежутке 794796 гг.х., а сам двор мог располагаться в Среднем Подонье и осуществлял выпуск монеты по новой пониженной весовой норме.
O.V.Ovsyanikov (Chelyabinsk), V.G.Shaposhnik (Kharkiv), Yu.V.Zayonchkovskiy (Kharkiv). NEW DATA ABOUT RESTRIKE OF JUCHID SILVER COINS AT THE END OF THE REIGN OF TOQTAMISH KHAN
АП interesting group of the Golden Horde dangs, coined by eight dies in eight die pairs, is published and analyzed. The method of the analysis of dies for minting coins was used to research the coins that are the subject of this article.
The legend with name and titles of «sultan al-‘adil Toqtamish» is placed on obverse dies (on some dies it is distorted). Legends on reverse dies inform about minting place and dating of these coins (Azaq, Sarai al- Jadidah and «762», «794»). The number of coins, examined by authors, is 76.
A characteristic and distinctive feature of the analyzed emission is the fact that a significant part of these coins were minted on cut Juchid dangs. Weight of coins in this group varies considerably.
The metrology of IIIе emission was analyzed. The authors established the number of restriked coins in the production of each of 8 die pairs. The chronological order of exploitation of die pairs was also determined. It can be assumed that at the initial stage of production only the cut coins were restriked, at the main stage cut coins were also largely used as planchets, at the final stage there are no restrikes at all.
The time of the beginning of coin production can be determined by the younger coin, which was used as metal blank to mint new dang. It is dated 794 AH. Coins of published group were found in hoards with younger coins struck in the Crimea under Toqtamysh and Tash-Timur in 796 AH. So we can assume that this mint worked until that time in the region of middle basin of river Don. Dangs of new reduced weight standard were produced by this local mint.
Эллинистический Восток
Александр-Гелиос или Александр-Диоскур? Бронзовая статуэтка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Васильева О.А.
Статья представляет собой первую публикацию одного из памятников малой пластики греко-римского периода, хранящегося в запаснике отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С.Пушкина. Это - небольшая бронзовая статуэтка обнаженного юноши с необычным атрибутом (египетской пятилучевой звездой) на голове. Сопоставление московской статуэтки с немногочисленными известными аналогиями позволяет утверждать, что перед нами - одно из изображений Александра Македонского в образе божества, которого в равной степени можно считать как Диоскуром, так и Гелиосом-Аполлоном.
O.A.Vasilyeva (Moscow). ALEXANDER-HELIOS OR ALEXANDER-DIOSKUROS? A BRONZE STATUETTE FROM THE COLLECTION OF THE STATE PUSHKIN MUSEUM OF FINE ARTS, MOSCOW
The aim of this paper is the first publication of a small bronze statuette from the Moscow Pushkin Museum. The statuette comes from the former collection of Vladimir Golenischeff and was acquired by him in Egypt in 1902 probably from the famous antiquity dealer Kitikas. The analogous figurines demonstrate parallels with the depictions of Alexander the Great, namely - the so called ‘Alexander Fouquet’, the ‘Apollo Fouquet’ and the figurine from the private collection in Barselona (‘Alexander-Helios’). The Moscow statuette could have come from Alexandria and probably depict Alexander the Great in the guise of Dioskuros or Helios/Apollo. However, taking into account that a five-radius-star is somehow unusual for Dioskuros we can suppose this to be the ‘interpretatio graeca’ - a combination of Greek and Egyptian solar and astral symbols.
Северное Причерноморье
Италия по данным «Древнеармянской географии» («Ашхарацуйц»)
Арутюнян А.Ж.
Описание Апеннинского полуострова в «Древнеармянской географии» крайне неинформативно и изобилует неточностями. В тоже время в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци - одного из авторов этого труда, приведены исчерпывающе точные сведения. Полагаем, что текст «Древнеармянской географии» был искажен при позднейшем редактировании.
H.Zh. Harutyunyan (Erevan). ITALY ACCORDING TO «ANCIENT ARMENIAN GEOGRAPHY» (“ASHKHARATSUYTS”)
The description of the Apennine Peninsula in «Ancient Armenian Geography» is extremely uninformative and full of inaccuracies. At the same time, the «History of Armenia» by Movses Khorenatsi, one of the authors of this work, contains exhaustively accurate information. We believe that the text of «Ancient Armenian Geography» was distorted during the later editing.
«Борисфены» Ольвии
Николаев Н.И.
В статье представлен анализ исторического контекста, которой содержат сокращения и монограммы (дифференты) на самых многочисленных монетах Ольвии - «борисфенах», т. е. предложены гипотезы об отождествлении отдельных дифферентов с реальными историческими лицами. Базой исследования является синхронизированный эпонимный каталог (календарь) и основы просопографии Ольвии. В результате, в первом приближении построена хронологическая модель чеканки «борисфенов»: в 330 г. до н.э. чеканку начал Каллиник Евксенов, завершили ее в 220-х гг. до н.э. братья Аристон и Эпикрат Никератовы.
Дифференты на «борисфенах» не имели эпонимного характера, однако, примерно половина монетных магистратов в смежные годы, согласно античной традиции, исполняла эпонимную должность (это характерно и для эмиссии «Деметра-орел, дельфин» и для иных магистратов, например, агораномов). Дифференты, как и личные имена, подчинены устойчивой в античном обществе традиции родового наследования; при этом, графическое наполнение дифферентов обнаруживает тенденцию к упрощению не только в течение года, но и в следующих поколениях (например, ΣΩΚΡ→ΣΩΚ→ΣΩ или ΘΕΟ→ΘΕ или ΒΟΣΠΟΡΙ→ΒΟΣ). Игнорирование базовой античной традиции наследования при интерпретации повторяющихся дифферентов привело В.А. Анохина к гипотезе о неоднократном участии в выпуске одних и тех же лиц и, соответственно, о продолжительности выпуска «борисфенов» не более двух-трех десятилетий (310-280 гг. до н.э.).
Учитывая продолжительность и интенсивность выпуска «борисфенов» в Ольвии, начиная с группы III, вероятно, была реализована известная в античном монетном деле технология, использующая несколько однотипных лицевых штемпелей, расположенных рядом на наковальне, подача монет в чеканку осуществлялась группами (без разруба литников); следствием ее стало появление общих лицевых штемпелей для нескольких дифферентов (не более четырех). Однако, В.А. Анохин эту особенность объясняет существованием неких специальных ежегодных коллегий магистратов, которые для I–VI группы «борисфенов» насчитывали шесть человек, для последних групп – двух; такой интерпретации, кроме прочего, противоречит объем эмиссий, который для последних групп в шесть раз превышает объем ранних эмиссий.
Полученные данные позволяют преодолеть существующую в современной науке альтернативу в пользу хронологических построений, П.О. Карышковского (330–230-10 гг. до н.э.) и исключить модель В.А. Анохина (310–280 гг. до н.э.) и иные, близкие к ней модели.
N.I.Nikolaev (Nikolaev). THE “BORYSTHENES” OF OLBIA
The aim of the stud is a presentation of the chronological model of minting of a ‘Borysthenes’ of all groups by means of a prosopographic interpretation of their monograms. For the first time, the historical context for the monograms of a ‘Borysthenes’, that is, the identification with real historical figures have been obtained. Accordingly, a chronological model of minting of a ‘Borysthenes’ was constructed on this basis. Differents on ‘Borysthenes’ did not have of eponyms character. However, approximately 50-60% of them correlate with the eponymous catalogue and indicate persons - monetary magistrates, who according to the ancient tradition in adjacent years held an eponymous position. Coinciding differents of ‘Borysthenes’ is a realization of the ancient tradition of generic imitation of names and, accordingly, monograms (differents), ie, belong to related persons from other generations. The ‘Borysthenes’ dates from 330 to 219 BC.
Купцы и трапезиты в Ольвии и в городах Боспора
Скржинская М.В.
Статья посвящена анализу письменных и эпиграфических источников, позволяющих представить, как местные и приезжие купцы торговали в Ольвии, Пантикапее и других городах Боспора. Тексты почетных декретов и речей Исократа и Демосфена сохранили немало имен иностранных купцов, привозивших товары из разных частей греческой ойкумены и вывозивших хлеб, сырье разного вида и рабов. Торговля с местными племенами велась преимущественно ольвийскими и боспорскими купцами, которые продавали отечественную продукцию и занимались посреднической торговлей, отправляя варварам вино и разнообразные товары из Эллады и ее колоний. Купцы были достаточно образованными людьми, так как им приходилось читать законы разных государств, подписывать документы, защищаться в судебных тяжбах у себя на родине и в разных греческих городах.
Контроль Ольвийского государства за соблюдением купцами правил торговли и взиманием штрафа с нарушителей отразился в законе Каноба. На примере деятельности боспорских купцов Сопеида и Формиона автор показывает, как проводились торговые операции, в которых участвовали трапезиты, как составлялись договоры и выплачивались займы, а также к каким обманам нередко прибегали купцы и трапезиты. В ольвийском и боспорском судах, как и в прочих греческих городах, постоянно разбирались тяжбы, связанные с морской торговлей.
M.V.Skrzhinskaya (Kiev). MERCHANTS AND TRAPEZITAI IN OLBIA AND BOSPORUS
The article is based on analysis of speeches by Isokrates and Demosthenos, and also on interpretation of Olbian and Bosporan inscriptions. They hold names of many merchants from various Greek states, and also samples of trade agreements and laws. Local and foreign merchants sold wheat, wine, olive oil and other goods on wholesale markets. For trade payments they used services provided by trapezitai who exchanged foreign coins to local currency. The traders were rather educated people; they could read laws on trading in Olbia and Bosporos and they knew how to make a loan agreement and how to fill in a customs declaration. Olbian and Bosporan merchants received good profit by reselling of foreign goods to Barbarians.
Греческие бронзовые сосуды второй половины VI-V вв. до н.э. и их фрагменты из Ольвии, Березани и скифских курганов Побужья и Приднепровья
Трейстер М.Ю.
Находки фрагментов бронзовых сосудов второй половины, в том числе возможно третьей четверти, VI в. до н.э. Северном Причерноморье: Ольвии, Пантикапее и Мирмекии очень редки и представлены атташами лебесов или поданиптеров, типа распространенных как в Греции, так и в Южной Италии, а также фрагментированным этрусским инфундибулом, который скорее всего попал в Пантикапей с ионийскими колонистами. В конце VI - первой половине V в. до н.э. в Ольвию и скифские курганы днепровского правобережья поступает серия бронзовых ситечек и киафов. Некоторые из них продолжали использоваться, пусть и в переделанном виде, вплоть до второй четверти IV в. до н.э. Ранее отнесенные З.А. Билимович к изделиям этрусских мастерских, эти ситечки, на самом деле представлены в основном продукцией мастерских Греции и Южной Италии. Лишь небольшая часть из них могла действительно быть изготовлена в Этрурии. Помимо указанных категорий бронзовой посуды, в скифских погребениях первой половины-середины V в. до н.э. встречаются, пусть и редко, ойнохои, гидрии, полусферические чаши, а во второй половине столетия - поданиптеры. Обращает на себя внимание отсутствие импортных бронзовых сосудов для питья. На этом фоне безусловно выделяется и своими художественными достоинствами, и размерами незаслуженно забытый современными исследователями северного Причерноморья бронзовый кратер из Мартоноши в Среднем Приднепровье, кургана, расположенного примерно в 300 км к северу от Ольвии, однако недалеко от истоков Южного Буга. Совершенного очевидно, что этот сосуд стоит в одном ряду с такими уникальными и дорогостоящими изделиями, как кратеры из Викса и Требениште, которые многими исследователями рассматриваются в качестве дипломатических даров, специально изготовлявшихся для варварской элиты. Отметим, что и в Галлию, и на Центральные Балканы кратеры попали в погребения не ранее, чем после полувекового использования, будучи уже антикварными предметами. Как обстояло дело в случае с погребением из Мартоноши мы не знаем, но исключать подобный же сценарий нельзя. Так или иначе, у нас нет пока оснований говорить о проникновении греческих или этрусских бронзовых сосудов в Северное Причерноморье ранее конца третьей четверти VI в. до н.э.
M.Treister (Bonn). GREEK, ITALIC AND ETRUSCAN BRONZE VESSELS AND THEIR FRAGMENTS OF THE SECOND HALF OF THE 6TH - 5TH CENTURY BC FROM OLBIA, BEREZAN AND SCYTHIAN BURIAL-MOUNDS OF THE BUG AND DNIEPER BASINS
The finds of the fragments of bronze vessels of the second half, in particular, possibly the third quarter of the 6th century BC, in the North Pontic area: Berezan, Olbia, Pantikapaion and Mirmekion - are very rare and are represented by the attachments of lebetes or basins of the types, widespread in Greece and South Italy, as well as a fragmented Etruscan infundibulum, which most likely found its way to Pantikapaion with Ionian colonists. In the late 6th - first half of the 5th century BC a series of bronze strainers and ladles reached Olbia and Scythian tumuli of the right bank of the Dnieper. Some of them were still in use, though being reworked, up to the second quarter of the 4th century BC. Being previously determined by Z.A.Bilimovich as the products of Etruscan workshops, these strainers were actually mainly manufactured by the workshops of Greece and South Italy. Only a small part of them could really be made in Etruria. In addition to the abovementioned categories of bronzeware, the Scythian burials of the first half - middle of the 5th century BC yielded albeit rarely, oinochoai, hydrias and hemispherical bowls, and in the second half of the century - podanipters. Noteworthy is almost lack of imported bronze drinking vessels.
Against this background stands out due to its artistic qualities and
до н.э. или несколько более ранним временем (см. Stibbe 2000b: 100-101). См. подробно об этих сосудах: Sanev 2018: 132-141.
dimensions the bronze krater from Martonosha in the Middle Dnieper basin, the burial-mound located about 300 km north of Olbia, but not far from the sources of the South Bug, undeservedly forgotten by the modern researchers of the North Pontic area.
It is perfectly clear that the vessel from Martonosha is on a par with such unique and expensive articles as kraters from Vix and Trebenishte, which are considered by many researchers as diplomatic gifts, specially made for the barbaric elite. Both in Gaul and in the Central Balkans, the kraters found their way into burials not earlier than in the late 6th century BC, after about half a century or even more of use, being already antique objects. That means that either they were obtained as second-hand by their last owners, or they could be gifted to their predecessors, who had used them for a considerable time, before these antiquarian items were put into the graves of their descendants. We did not know how the matter was in the case of the burial from Martonosha (whether the krater was put in the burial at about the same time, in this case, shortly after manufacturing, or later), but a similar scenario cannot be ruled out.
К атрибуции «портрета Адриана в лавровом венке» из собрания Государственного Эрмитажа
Чореф М.М.
Яценко С.А.
Объектом изучения стал мраморный бюст, т.н. «Портрет Адриана в лавровом венке», хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа. Он атрибутируется как изображение знатного и влиятельного провинциала, жившего в Сирии во второй—третьей четвертях III в. Многие детали позволяют видеть в нем Одената из Пальмиры. Полагаем, что его статуя была установлена на главном форуме Элии Капитолины. Судя по экспрессии, речь должна идти о его прижизненном изображении. Появление статуи Одената в Элии Капитолине было обусловлено вхождением Сирии Палестинской в зону влияния Пальмиры в период его правления c 260 г. н.э.
S.A.Yatsenko, M.M.Choref. ON THE ATTRIBUTION OF “PORTRAIT OF HADRIAN IN A LAUREL WREATH” FROM THE COLLECTION OF THE STATE HERMITAGE
The object of study was a marble bust, the so-called “Portrait of Hadrian in a laurel wreath”, kept in the collection of the State Hermitage. It attributed as an image of a noble and influential provincial who lived in Syria in the second and third quarters of the 3rd century. Many details allow us to see in it Odaenathus of Palmyra. We believe that his statue was installed on the main forum of Elia Capitolina. Judging by the expression, it should be about his intravital image. The appearance of the Odaenathus statue in Aelia Capitolina was due to the entry of Syria Palaestina into the zone of influence of Palmyra during his reign since 260 CE.
Всеобщая история культуры
Райский сад и райские яблоки? Монастырский сад и его восприятие в Древней Руси
Чебаненко С.Б.
В работе рассматривается вопрос об особенностях восприятия в Древней Руси христианской идеи райского сада и отождествлении различных растений с растениями Эдема. Единственное сколь-нибудь подробное известие о монастырском саде содержит Киево-Печерский патерик в «Слове» о монахе киевского печерского монастыря Григории Чудотворце, который разводил яблони. Данные переводных и местных памятники литературы Древней Руси не позволяют заключить, что в домонгольское время вполне закрепилось, уже сложившееся в Византии, отождествление яблони с растением райского сада, а яблока - с райским или запретным плодом. Усвоение этой традиции относится к более позднему времени. Рассказ Патерика о «древах плодовитых» Григория Чудотворца не содержит прямых аллюзий к теме райского сада и истории грехопадения. Тем не менее, косвенные данные позволяют предположить, что истории о яблоневом саде печерского монаха создавались под влиянием этой традиции.
S.B.Chebanenko (St.-Petersburg). GARDEN OF EDEN AND HEAVENLY APPLES? THE MONASTERY GARDEN AND ITS PERCEPTION IN EARLY MEDIEVAL RUSSIA
The article is devoted to the peculiarities of perception of the Christian idea of the Garden of Eden in Early Medieval Russia and the identification of various plants with the plants of Eden. The only one detailed information about the monastery garden is contained in the Kiev Caves Patericon in the part devoted to the monk of the Kiev Caves monastery Gregory the Wonderworker, who bred apple trees. The evidences of translated and local texts do not allow us to conclude that in pre-Mongol times, the identification of an apple tree with a tree of the Garden of Eden, and an apple with a heavenly or forbidden fruit, already established by this time in Byzantium, was fully established. The assimilation of this tradition belongs to a later time. The Patericon’s story about the “fruitful trees” by Gregory the Wonderworker does not contain direct allusions to the theme of the Garden of Eden and the history of the Fall. Nevertheless, indirect signs suggest that the stories about the apple orchard of the Kiev Caves monk were created under the influence of this tradition.
Семантика архитектурных форм как объект антирелигиозного показа: Ф.И.Шмит о музеефикации Исаакиевского собора
Ананьев В.Г.
В публикации представлен текст лекции выдающегося отечественного искусствоведа и теоретика искусства Ф.И. Шмита «Семантика архитектурных форм Исаакиевского собора», прочитанной 23 января 1933 г. сотрудникам антирелигиозного музея, открытого в здании Исаакиевского собора. Этот источник может быть интересен в контексте проблемы «советская древность», т.к. основным объектом показа музея Шмит предлагает сделать эволюцию архитектурных форм памятника. Он прослеживает историю формирования типов храмовой постройки и дает социо-политическую детерминацию данного процесса. Проект Шмита (интересный, хотя и утопический) можно рассматривать как еще один аспект рецепции древности в актуальном дискурсе СССР 1920-1930-х гг.
V.G.Ananiev (St.-Petersburg). THE SEMANTICS OF ARCHITECTURAL FORMS AS AN OBJECT OF ANTIRELIGIOUS EXHIBITION: F.I.SHMIT ON MUSEALISATION OF ST. ISAAC’S CATHEDRAL
The publication presents the text of a lecture by the prominent Russian art historian and art theorist F.I.Schmit “Semantics of Architectural Forms of St. Isaac’s Cathedral”, delivered on January 23, 1933 to staff of the antireligious museum, opened in the building of St. Isaac’s Cathedral. This source may be of interest in the context of the “Soviet antiquity” problem, because Schmit proposes to take the evolution of the architectural forms of the monument as the main object of the museum exhibition. He traces the history of the formation of types of temple buildings and offers the sociopolitical determination of this process. Schmit’s project can be considered as one of the aspects of the reception of antiquity in the current discourse of the USSR of the 1920-1930.
Вклад художников киммерийской школы живописи М.А. Волошина, К.Ф. Богаевского, Н.С. Барсамова в изучение исторического, археологического и архитектурного наследия Крыма
Сиренко А.С.
В рамках данной статьи освещается ранее неизученный аспект в наследии киммерийской школы живописи – участие М.А. Волошина, К.Ф. Богаевского, Н.С. Барсамова в изучении и популяризации исторического, археологического и архитектурного наследия Крыма в 1920-е годы. Приводится обзор сведений, касающихся вопроса краеведческой работы художников, в частности деятельность М.А. Волошина, К.Ф. Богаевского, Н.С. Барсамова в Крымохрис (Крымском отделе по делам музеев и охране памятников искусства, старины, природы и народного быта) и РОПИК (Российское общество по изучению Крыма). Систематизация сведений проводилась на основе материалов из Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского и Российского государственного архива литературы и искусства.
CONTRIBUTION OF ARTISTS OF THE CIMMERIAN SCHOOL OF PAINTING M.A.VOLOSHIN, K.F.BOGAEVSKY, N.S.BARSAMOV IN THE STUDY OF HISTORICAL, ARCHAEOLOGICAL AND THE ARCHITECTURAL HERITAGE OF CRIMEA by A.S.Sirenko (Moscow)
Within the framework of this article, a previously unexplored aspect in the heritage of the Cimmerian school of painting is highlighted - the participation of M.A.Voloshin, K.F.Bogaevsky, N.S.Barsamov in the study and popularization of the historical, archaeological and architectural heritage of Crimea in the 1920s. An overview of information related to the issue of local history work of artists is given, in particular the activities of M.A.Voloshin, K.F.Bogaevsky, N.S.Barsamov in Krymokhris (Crimean department for museums and protection of monuments of art, antiquity, nature and folk life) and ROPIK (Russian Society for the Study of Crimea). The systematization of information was carried out on the basis of materials from the Feodosia Picture Gallery named after I.K.Aivazovsky and the Russian State Archives of Literature and Art.
История науки
Древность в академическом проекте «Истории СССР» (1938-1941)
Кириллова М.Н.
Статья посвящена проекту первого тома «Истории СССР», в котором должна была излагаться история народов СССР от палеолита до X в. Целью этого тома было показать, каким образом народы, населявшие и населяющие территорию СССР, переживали первобытность и рабовладельческую формацию. Таким образом, обращение к этим сюжетам было необходимо для построения истории СССР в соответствии с теорией общественно-экономических формаций. Однако, достижению этой цели не способствовали ни отсутствие ясности по отдельным вопросам, в том числе теоретическим, ни условия, в которых проходила работа над томом. Редакторы тома не стремились акцентировать спорные места, но насыщали текст конкретным материалом. Такая стратегия, с одной стороны, позволила закончить работу над текстом, пусть и позже изначально намеченных сроков, но, с другой стороны, имевшийся материал по древней истории все больше контрастировал с историей российской государственности, которой были посвящены оставшиеся тома проекта, и должен был восприниматься как нечто самостоятельное.
M.N.Kirillova (Moscow). ANTIQUITY IN THE ACADEMIC PROJECT “HISTORY OF THE USSR” (1938-1941)
The article is devoted to the draft of the first volume of “History of the USSR”, which was supposed to state the history of the peoples of the USSR from the Paleolithic to the 10th cent. A.D. The purpose of this volume was to show how the peoples, who inhabited the territory of the USSR, experienced primitive and slave-owning formation. These subjects were necessary to build the history of the USSR in accordance with the theory of socio-economic formations. However, neither the lack of clarity on certain issues, including theoretical ones, nor the conditions under which the work on the volume was carried out, contributed to the achievement of this goal. The editors of the volume did not seek to accentuate the controversial places, but saturated the text with specific material. Such a strategy made it possible to finish working on the text (albeit later than the originally planned deadlines). In the other hand, the material of ancient history increasingly contrasted with the history of Russian statehood, to which the remaining volumes of the project were devoted, and should have been perceived as something independent.
Рецепция античности: история изучения и перспективы
Ашаева А.В.
Изучение рецепции античности в Европе и США приобретает все большее значение в современных научных исследованиях, публикуются научные труды, создаются новые образовательные программы и центры изучения рецепции античности. В российском антиковедении практически нет исследований в данной области и не существует даже обзоров научной литературы по данной тематике. Автор попытается восполнить этот пробел и проследить становление, развитие и современное состояние данной отрасли знания.
Возникновению исследований рецепции предшествовали многочисленные интерпретации греко-римской традиции и ее роли в становлении различных обществ и культур. Основополагающим трудом в этой области знаний стала книга Г.Хайета (1949), которая подчеркивала «цивилизаторскую миссию» классического античного наследия как наследия канонического и единственно авторитетного. Проблема восприятия классической традиции стала вновь актуальной в 1990-е годы, в связи с процессом демократизации восприятия классики в современном мире. Возникает сеть (network) исследователей рецепции античности из разных стран, осуществляющая десятки проектов и программ. Важную роль играют научные журналы по рецепции, прежде всего, Classical Receptions Journal.
Одним из важнейших направлений в исследованиях рецепции является изучение восприятия образов античности и роли античного наследия в формировании национального историописания. Наиболее масштабный «поворот» произошел с применением гендерного подхода к античным текстам и поиском гендерной идентичности в античности. Экзотичные варианты рецепции античности исследуются с позиции колониальной и пост-колониальной истории. В поле зрения исследователей рецепции попадает также проблема самоидентификация отдельных сообществ (например, афро-американского) при обращении к античности. Таким образом, исследования рецепции античности связывают антиковедение с современными проблемами, что важно в эпоху господства мультикультуральных подходов.
A.V.Ashaeva (Moscow). RECEPTION OF ANTIQUITY: HISTORY OF STUDIES AND PERSPECTIVES
The study of the reception of antiquity is becoming increasingly important in modern scientific research. Many scientific books have been published in this field of studies. There are practically no studies in the Russian historiography in this field and there are not even reviews of scientific literature on this subject. The author is trying to fill this gap and monitor the emergence, development and modern state of this branch of knowledge.
The emergence of reception studies was preceded by numerous interpretations of the Greco-roman tradition and its role in the formation of various societies and cultures. The fundamental work in this field of knowledge was the book of G.Highet (1949), who emphasized the «civilizing mission» of the classical ancient heritage as a legacy of canonical and only authoritative. The problem of reception of classical tradition became again relevant in the 90s, in connection with the process of democratization of the reception of classics in the modern world. A network of antiquity reception researchers from different countries emerges, implementing dozens of projects and programs. Scientific journals for the reception are also important, primarily the Classical Receptions Journal.
One of the most important areas in reception research is studying the reception of antiquity images and the role of ancient heritage in the formation of national history. The largest «turn» occurred with the application of a gender approach to ancient texts and search gender identity in antiquity. Exotic variants of classical reception investigated the position of colonial and post-colonial history. Under review reception researchers also fall into the problem of self-identification of individual communities (for example, Afro-American) when referring to antiquity. The reception of antiquity is able to protect the study of antiquity by linking it with modern problems, which is important in the era of the dominance of the multicultural approaches.
Политика и наука: передовицы в первое десятилетие существования «Вестника древней истории» (1937-1947 гг.)
Карпюк С.Г.
Предмет исследования - передовицы (передовые статьи) в первое десятилетие существования журнала «Вестник древней истории» (ВДИ), с 1937 по 1947 год в их соотношении с содержанием журнала. Передовицами принято называть идеологически мотивированные редакционные статьи, которые печатались на первой странице (страницах) советских газет и журналов. В статье рассматриваются передовицы первых десяти лет существования журнала, до начала идеологических кампаний позднего сталинизма, когда стиль и направленность передовых статей заметно изменились.
В отличие от передовых статей западноевропейских и американских научных журналов, советские передовицы должны были давать мощные и непререкаемые идеологические установки. На этом фоне выделяется передовая статья первого номера ВДИ (1937 г.), написанная А.С.Сванидзе: в ней не содержится цитат из сочинений классиков марксизма и силен элемент евразийства.
Традиция публиковать передовые статьи в каждом номере ВДИ была заложена А.В.Мишулиным. В других советских исторических журналах («Историческом журнале», «Вопросах истории») передовые статьи не публиковались в каждом номере. Посредственный ученый, но блестящий партаппаратчик и организатор, А.В.Мишулин тонко чувствовал необходимость в высшей степени идеологизированных и политизированных передовиц в достаточно «безыдейном», с советской точки зрения, журнале, в котором до 1948 г. большинство статей не содержало ссылок на классиков марксизма-ленинизма. Поэтому передовицы ВДИ, очевидно, выполняли «защитную» функцию, при этом часть передовых статей носила «деловой» характер.
S.G.Karpyuk (Moscow). POLITICS AND SCIENCE: ADVANCES IN THE FIRST DECADE OF “VESTNIK DREVENEI ISTORII” (1937-1947)
The subject of the study is editorial articles in the first decade of the activity of the journal “Vestnik Drevenei Istorii” (VDI), i.e. from 1937 to 1947, in their relation to the content of the journal. The editorials are ideologically motivated papers, which were published on the first page (pages) of Soviet newspapers and magazines. The article examines the forerunners of the first ten years of the magazine’s existence, before the start of the ideological campaigns of late Stalinism, when the style and orientation of the editorial articles changed noticeably.
Unlike the leading articles of Western European and American scientific journals, Soviet editorials had to give powerful and unquestionable ideological attitudes. Against this background, the editorial of the first issue of the VDI (1937) written by A.S.Svanidze stands out: it does not contain quotes from the works of the classics of Marxism and the element of Eurasianism is stll strong.
The tradition of publishing editorial articles in each issue of the VDI was laid by A.V.Mishulin. In other Soviet historical magazines (“Historical Journal”, “Problems of History”), editorial articles were not published in each issue. A mediocre scientist, but a brilliant party manager and organizer, A.V.Mishulin subtly felt the need for highly ideologized and politicized advances in a rather “everyday” (from the Soviet point of view) journal, in which until 1948 most articles did not contain references to the classics of Marxism-Leninism. Therefore, the editorials of the VDI, obviously, performed a “protective” function, while some of the advanced articles were of professional character.