Академик Академии социальных наук Украины, независимый исследователь.
Ист.: Scripta antique. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры: альманах. Том IX. 2021. Москва: Собрание, 2021.
Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том IX. 2021. Москва: Собрание, 2021. С. 140-185.
В статье представлен анализ исторического контекста, которой содержат сокращения и монограммы (дифференты) на самых многочисленных монетах Ольвии - «борисфенах», т. е. предложены гипотезы об отождествлении отдельных дифферентов с реальными историческими лицами. Базой исследования является синхронизированный эпонимный каталог (календарь) и основы просопографии Ольвии. В результате, в первом приближении построена хронологическая модель чеканки «борисфенов»: в 330 г. до н.э. чеканку начал Каллиник Евксенов, завершили ее в 220-х гг. до н.э. братья Аристон и Эпикрат Никератовы.
Дифференты на «борисфенах» не имели эпонимного характера, однако, примерно половина монетных магистратов в смежные годы, согласно античной традиции, исполняла эпонимную должность (это характерно и для эмиссии «Деметра-орел, дельфин» и для иных магистратов, например, агораномов). Дифференты, как и личные имена, подчинены устойчивой в античном обществе традиции родового наследования; при этом, графическое наполнение дифферентов обнаруживает тенденцию к упрощению не только в течение года, но и в следующих поколениях (например, ΣΩΚΡ→ΣΩΚ→ΣΩ или ΘΕΟ→ΘΕ или ΒΟΣΠΟΡΙ→ΒΟΣ). Игнорирование базовой античной традиции наследования при интерпретации повторяющихся дифферентов привело В.А. Анохина к гипотезе о неоднократном участии в выпуске одних и тех же лиц и, соответственно, о продолжительности выпуска «борисфенов» не более двух-трех десятилетий (310-280 гг. до н.э.).
Учитывая продолжительность и интенсивность выпуска «борисфенов» в Ольвии, начиная с группы III, вероятно, была реализована известная в античном монетном деле технология, использующая несколько однотипных лицевых штемпелей, расположенных рядом на наковальне, подача монет в чеканку осуществлялась группами (без разруба литников); следствием ее стало появление общих лицевых штемпелей для нескольких дифферентов (не более четырех). Однако, В.А. Анохин эту особенность объясняет существованием неких специальных ежегодных коллегий магистратов, которые для I–VI группы «борисфенов» насчитывали шесть человек, для последних групп – двух; такой интерпретации, кроме прочего, противоречит объем эмиссий, который для последних групп в шесть раз превышает объем ранних эмиссий. Полученные данные позволяют преодолеть существующую в современной науке альтернативу в пользу хронологических построений, П.О. Карышковского (330–230-10 гг. до н.э.) и исключить модель В.А. Анохина (310–280 гг. до н.э.) и иные, близкие к ней модели.
N.I.Nikolaev (Nikolaev). THE “BORYSTHENES” OF OLBIA
The aim of the stud is a presentation of the chronological model of minting of a ‘Borysthenes’ of all groups by means of a prosopographic interpretation of their monograms. For the first time, the historical context for the monograms of a ‘Borysthenes’, that is, the identification with real historical figures have been obtained. Accordingly, a chronological model of minting of a ‘Borysthenes’ was constructed on this basis. Differents on ‘Borysthenes’ did not have of eponyms character. However, approximately 50-60% of them correlate with the eponymous catalogue and indicate persons - monetary magistrates, who according to the ancient tradition in adjacent years held an eponymous position. Coinciding differents of ‘Borysthenes’ is a realization of the ancient tradition of generic imitation of names and, accordingly, monograms (differents), ie, belong to related persons from other generations. The ‘Borysthenes’ dates from 330 to 219 BC.
Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том VIII. 2020. Москва: Собрание, 2020. С. 276-308.
Выдающемуся ученому Сергею Ремировичу Тохтасьеву не суждено было решить им же поставленную амбициозную задачу по преобразованию ономастического материала в полноценный исторический источник в условиях, когда традиционных источников знаний или не хватает или они отсутствуют вовсе. В статье предлагается вариант частичного решения этой задачи для одного из самых значительных полисов Северного Причерноморья - Ольвии. На примере изучения списка имен из нового магического опистографа обоснованы перспективы и показаны проблемы использования просопографии (синхронизированного эпонимного каталога IosPE I2 201) в датировании и исторической интерпретации некоторых магических надписей Ольвии. Присутствие в списке имен известных исторических лиц, в том числе, эпонимов, дедикантов и магистратов середины IV в. до н.э. преобразует опистограф в полноценный исторический источник. Магический памятник, датируемый 357347 гг. до н.э. и содержащий, в том числе, ретроградный стиль письма, является интересным объектом для последующих палеографических, ономастических и лингвистических исследований.
N.I.Nikolaev (Nikolaev, Ukraine). ON THE TRANSFORMATION OF ONOMASTIC MATERIAL INTO A FULL-FLEDGED HISTORICAL SOURCE (ON THE EXAMPLE OF A NEW MAGICAL OPISTOGRAPH FROM OLBIA)
S.R. Tokhtasyev formulated the task to learn the way of transformation of onomastic material into a full-fledged historical source when there’s the lack of traditional sources of knowledge or they are completely absent. I suggest a partial solution of this task for one of the most significant ancient states of the Northern Black Sea region - Olbia. A new magical opisthograph is studied in the article. The prospects are grounded and the problems of using prosopography (a synchronized eponym catalog) in the dating, interpretation and reconstruction of some of the magic inscriptions of Olbia are revealed. Earlier, the similar conclusion was made for the monograms and legends of the Olbian coins, agranomic stamps, weights and lapidary inscriptions with the names of the citizens of Olbia. Historical figures, acting in the third quarter of the 4th century BC are identified. The chronological and prosopographic relationship of the opistograph with a large group of epigraphic monuments confirms the validity of the previously constructed model of the Olbian community. The opisthograph dating 357-347 years BC is an interesting object for subsequent paleographic, onomastic and linguistic studies. So, some part of Olbian magic inscriptions contains onomastic information, which can be transformed into a full-fledged historical source which is commensurate in its information content with the lapidary archive and making a whole with it.