АВТОРЫ

​Железняков Борис Анатольевич

магистр, докторант PhD

Алматы, Республика Казахстан

Старший научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана, г. Алматы, Республика Казахстан.

Ист.: Scripta antique. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры: альманах. Том X. 2022. Москва: Собрание, 2022.

Публикации

Случайная находка буддийской бронзовой подвески на городище Актобе Степнинском

Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том IX. 2021. Москва: Собрание, 2021. С. 61-72.

В публикации анализируются вопросы, связанные с интерпретацией, хронологией, другие сопутствующие, связанные со случайно найденной на городище Актобе (не в культурном слое) местным жителем бронзовой подвески, которая может интерпретироваться как буддийский оберег. Буддизм имел широкое распространение в горной части (Чуйской) долины, главным образом, до 751 г. - времени известной Атлахской битвы, хотя археологические свидетельства говорят о том, что буддийские храмы сохраняются и во второй половине VIII в., претерпевая значительное ослабление к концу века. Это была одна из имевших наибольшее распространение религий того времени в этой удобной долине среди городского населения, судя по количеству открытых археологами храмов. В отдельных из них службы проводились до начала XI в. и запустели в связи «с отсутствием адептов». Несмотря на обилие буддийских находок в кыргызской части долины этого и поздних периодов, публикуемая подвеска - первая буддийская находка в казахстанской части долины. Кроме того, это первая подвеска, происходящая из Чуйской долины. Ее малые размеры несколько затрудняют интерпретацию в связи с незначительной детализацией изображения. Однако, об основной версии принадлежности к буддийскому культу можно судить уверенно.

E.Sh.Akymbek, B.A.Zheleznyakov (Almaty). BUDDHIST BRONZE CHARM PENDANT FROM THE MEDIEVAL SITE OF AKTOBE (SHU RIVER VALLEY)

The most important questions connected with interpretation and chronology of the bronze pendant accidentally found on the ancient settlement of Aktobe (not in a cultural layer) by a local inhabitant are analyzed in the publication. It can be interpreted as a Buddhist charm pendant. The Buddhism had wide circulation in a mountain part of the Chuy/Shuy Valley, mainly, to 751 i.e. to the time, close to Atlakh city great fight. Archaeological data say that Buddhist temples were built also in the second half of the 8th century, undergoing considerable easing to the end of the century. It was one of the religions which had the greatest popularity in this valley among urban population, judging by the number of the temples opened by archeologists. In the few of them services were held up to the beginning of the 11th century and they gradually became complete empty “with absence of adherents”. Despite abundance of Buddhist finds in the Kyrgyz part of the valley, the published pendant is the first Buddhist find in the Kazakhstan part of the valley. Besides, it is the first pendant coming from the Chuy Valley. The small sizes complicate interpretation in connection with insignificant specification of the image on pendant. However, it is possible to state its belonging to a Buddhist cult.

Предметы христианского культа VIII-IX вв. из первой мечети Тараза X-XIII вв.

Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том X. 2022. Москва: Собрание, 2022. С. 127-158.

Христианская церковь тараза, по источникам, перестроенная в мечеть в 893 г. при захвате тараза Саманидом исмаилом ибн Ахмедом, по-видимому, была частично исследована Т.И.Сениговой. Ей было упомянуто о христианских артефактах, но они публиковались. Продолжение исследований сооружения церкви тараза, как мы предполагаем той же, проводилось в 2006-2007 гг., С.Ильясом (под руководством академика К.М.Байпакова). Христианские артефакты не публиковались, приоритет отдавался культурным слоям сооружения X-XIII вв. c упоминанием о наличии «христианского следа», в доисламских слоях сооружения. Здесь публикуются наиболее общие материалы из источников о христианстве и мусульманстве региона. Проводится анализ источников, свидетельствующий о том, что исследование в разное время было проведено на одном объекте: на мечети-церкви, расположенной на III-м рабаде тараза. Христианство в долине таласа имело распространение уже с V-VI вв. Знания дополняются христианскими артефактами VIII-IX вв. из мечети.

B.A. Zheleznyakov. CHRISTIAN ARTIFACTS OF THE VIII-IX CENTURIES FROM THE FIRST MOSQUE OF TARAZ CITY OF THE X-XIII CENTURIES.

The Christian church of Taraz, mentioned in the sources, rebuilt into a mosque in 893 during the capture of Taraz by Samanid Ismail ibn Ahmed, probably was partially investigated and published by archaeologist T.N.Senigova with mention of Christian artifacts. Continued research of the Taraz church construction remains was conducted in 2006-2007, by archaeologist S.Ilyas (under the guidance of Academician K.M.Baipakov). No Christian artifacts were published, the published materials gave priority to the cultural layers of the 10-13 centuries with a mention of the possibility of a “Christian trace” in pre-Islamic layers. It publishes the most general materials from sources about Christianity and Muslims in the region. An analysis of sources is carried out, indicating that the study was carried out at different times at the same facility: at the mosque-church located on the 3rd rabad of Taraz. Christianity in the Talas Valley has been widespread since the 5th-6th centuries. Knowledge is supplemented by Christian artifacts of the 8th-9th centuries from the mosque.

Культовое сооружение XIII в. на городище Каялык и манихейское наследие средневековой Центральной Азии

Scripta antique. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том VII. 2018. Москва: Собрание, 2018. С. 24-40.

В статье анализируются результаты археологических раскопок 2004–2005 гг. сооружения, относящегося к верхнему культурному горизонту (XIII в.) на городище средневекового столичного центра карлуков в Северо-Восточном Семиречье: его планировка, ориентировка, артефакты. Каялык/Кайлак к тому времени представлял собой поликонфессиональный центр на важнейшем отрезке пути между уделами Монгольской империи, о чем сообщают письменные источники. Данное сооружение относится именно к храмовой архитектуре. Наличие ярких артефактов и характерные признаки, в первую очередь, соотносят объект с манихейством.

B.A.Zheleznyakov (Almaty). THE CULT BUILDING OF THE XIII CENT. ON KAYALYK SITE AND THE MANICHAEAN HERITAGE OF CENTRAL ASIA

The results of archeological excavations of 2004–2005 of a construction of the top of the cultural horizon (XIII century) of Kayalyk – the Medieval capital of Karluk tribes in the Northeast Semirechye – are analyzed: its planning, orientation, artifacts. Kayalyk represented polyconfessional center of the major piece of a way between the parts the Mongolian Empire. The construction in question belongs to the temple architecture. Existence of bright artifacts and characteristic signs correlate this object to Manichaeism.