Книги

Марина Цветаева. Поэт. Прозаик. «В человеческом — больше всего — мать»

Геворкян Т.М.

Москва: Собрание, 2017. 510 с.

ISBN 978-5-9606-0163-4

УДК 82-94 + 929Цветаева
ББК 83.3Р7
Г27

Переплет 7БЦ
Формат: 60 х 90 / 16 (140 х 210 мм)

Тираж: 500 экз.


Книга подводит итог двадцатилетней посвященности автора творчеству и судьбе Марины Цветаевой. Она состоит из трех частей.

Первая обращена к вершинным годам поэзии Цветаевой (1921–1925), в частности и в особенности к книге «После России». Изданная в 1928 году, она — в целостности своей — и по сей день недостаточно изучена. Что дает автору основание заново, на уровне глубинных взаимотоков и связей, с привлечением недавно опубликованных, а также архивных материалов прочесть и понять «После России» как неделимое единство, к которому «сюжетно» примыкают стихи «Ремесла», поэмы этого периода и трагедия «Ариадна». Во второй части рассматриваются литературные портреты Цветаевой (статьи и воспоминания о поэтах-современниках), взятые в естественной соотнесенности с ее эстетико-аналитической эссеистикой.

Третья часть о самых драматических страницах биографии Цветаевой, о том, как не избытое за десятилетия чувство вины перед младшей дочерью Ириной, соединившись с самозабвенной заботой о сыне Георгии, привело Цветаеву к ее последнему решению.

Во всех трех частях материал разрабатывается в стиле литературоведческого расследования.

Содержание

Предисловие

Часть первая. Магия лирического сюжета. О поэзии Цветаевой 1921–1925 годов

Введение — Глава 1. Канун — Глава 2. Последняя любовь — Глава 3. «30 ЛЕТ» — Глава 4. Post scriptum — Глава 5. ПОЭТ: 1. Сивилла. 2. Случай Эвридики, или Сивилла — Орфею — Глава 6. «Младенец» — Глава 7. Нить Ариадны — Глава 8. Сквозная рифма, или Еще одна Ариаднина нить

Часть вторая. «Вся моя проза — автобиографическая»

Глава 1. Поэт с историей или поэт без истории? — Глава 2. «Несколько холодных великолепий о Москве» (О.Мандельштам) — Глава 3. «Низкое небо» Рима (В.Брюсов) — Глава 4. «Так о современниках не пишут» (М.Волошин) — Глава 5. «Прохожий секрета» (Андрей Белый) — Глава 6. «Дарующий отлив» весны 1926 года. (Истоки и подтексты поздних статей об искусстве) — Глава 7. В приеме «двузубца» (В.Маяковский и Б.Пастернак) — Глава 8. «Умысел твой самый тайный…»

Часть третья. «Пойми, как давило ее прошлое, как гудело оно, как говорило!»

Послесловие